В области механического соединения конвейерных лент



Предыдущая | Следующая

 

В области механического соединения конвейерных лент предприятие ООО «Сиб. Т» (г. Ленинск-Кузнецкий) успешно ведет свою деятельность с 2001 г. Созданное с целью продвижения новых технологий и современных методов механического способа соединения конвейерных лент на предприятиях Кузбасса и затем и всей России ООО «Сиб. Т» с успехом набирает темп роста.
Движение в верном направлении подтверждается не только положительными отзывами главных механиков угледобывающих предприятий Кузбасса (шахты им. Кирова, «Распадская», СУЭК и др.), но и тем, что предприятие имеет достаточно серьезный потенциал для дальнейшего развития.
Обладая правами официального представителя фирмы «МАТО» (Германия), которая является одним из ведущих мировых производителей механических соединителей и оборудования для их монтажа на конвейерных лентах, а также вспомогательного инструмента, ООО «Сиб. Т» в целом комплексе осуществляет взятые на себя обязательства. Это не только реализация прямых поставок из Германии оборудования «МАТО», но и сервисное и гарантийное обслуживание оборудования, бесплатное обучение персонала предприятий стыковке лент с использованием новых технологий, а также стыковке лент силами своих специалистов по заказу.
Кроме того, уже имеют место частичное собственное производство оборудования и его сборка на базе «Сиб. Т».
В основе деятельности предприятия «Сиб. Т» лежит тесное сотрудничество не только с фирмой «МАТО», которая успешно поставляет свою продукцию на рынок России, и в том числе Кузбасса, с 1992 г., но и с недавних пор с немецкой фирмой «Schulmeistrat Industrie Technic», производящей такие части ленточных конвейеров, раннее не применявшиеся в России, и которые способствуют высокой производительности и качеству труда. Теперь об опыте и годах работы.
Стабильная работа конвейерного транспорта в значительной мере определяется надежностью конвейерных лент, и прежде всего конструкцией и долговечностью стыковых соединений.
В идеале срок службы стыка должен равняться сроку службы ленты, а практически — может отличаться в несколько раз в зависимости от конструкции и качества стыков и условий эксплуатации конвейера. На сегодняшний день существует несколько технологий стыковки резинотканевых транспортерных лент.
Остановимся на механическом способе, который в свою очередь подразделяется на устаревший способ соединения ленты «внахлест» и на самый современный метод «встык».
Первый способ имеет ряд недостатков, таких как: недолговечность стыка, ускоренный износ роликов конвейера, футеровки барабанов, очистителей лент вследствие разрушающего воздействия такого стыка на эти части конвейера.
Также неизбежна технологическая потеря полотна ленты при стыковке этим методом (более 2 м). Технология же соединения лент с помощью специальных механических соединителей, производимых из высокопрочных сталей, с антикоррозийным покрытием или из нержавеющих сталей, напротив, имеет ряд преимуществ как технического, так и экономического значения. Среди них:
— возможность соединения лент любой ширины, толщиной от 1 до 45 мм, с разрывной прочностью до 3500 кН/м;
— малая потеря во времени на производство одного стыка (около 1 ч) по сравнению с другими методами соединения;
— достаточно высокая долговечность стыков (около года при непрерывной и правильной эксплуатации конвейера);
— отсутствие технологических потерь ленты при ее подготовке к стыковке;
— возможность стыковки сильно и неравномерно изношенных лент (также и лент разных типов и фирм-производителей);
— стыковка моноблочных лент возможна только с применением механических соединителей.
Кроме того, нами подсчитано, что только на уменьшении технологических потерь ленты, по сравнению с другими способами стыковки, при производстве 1000 стыков экономическая выгода составит более 13 млн руб.
Сейчас на базе фирмы «Сиб. Т» в г. Ленинске-Кузнецком уже работает линия по производству самого применяемого типа механических соединителей МН20 на оборудовании и по технологии фирмы «МАТО». При этом материал для производства поставляется из Германии, так как российские производители пока не могут обеспечить нужного качества стали. Опыт показал, что наиболее предпочтительными для стыковки шахтных конвейерных лент являются механические соединители типов К20, МН20 и U30. Вышеуказанные соединители имеют оптимальные размеры. Размер в данном случае имеет значение: чем шарнир длиннее, тем большие динамические напряжения возникают на барабанах, и чем шарнир шире, тем негативнее его влияние на лоткообразование ленты. Существует и механическая система для ремонта продольных порывов лент MS, с по мощью которой можно быстро и достаточно надежно устранить аварию.
Технология стыковки лент с помощью механических соединителей предельно проста: пакеты скоб набираются не необходимую длину стыка и запрессовываются в концы стыкуемых лент посредством специального аппарата (без электропривода), после чего обе части стыка соединяются по принципу «замка-молнии», т. е.
скобы одного конца ленты помещаются между скобами другого, а внутрь петель вводится соединительный стержень.
Основные нашедшие применение на угольных предприятиях Кузбасса типы механических соединителей «МАТО» получили разрешение Госгортехнадзора России (ныне — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) к применению в угольных шахтах и рудниках, опасных по пыли и газу, и на электростанциях. А также прошли испытания на статическую прочность стыковых соединений конвейерных лент в продольном направлении (разрыв) в испытательной лаборатории продукции горного машиностроения НЦ ВостНИИ, что подтверждено соответствующим заключением и протоколами испытаний. На отечественных лентах были получены показатели в 70 % и более от удельной прочности ленты (норма — не менее 50 %).
Часто затруднено прохождение механического стыка через очистители лент, которые изготовлены по устаревшим технологиям или не обслуживаются надлежащим образом. Также много случаев сползания ленты с лотка конвейера, вследствие чего происходят так называемые «задиры» механического стыка, излом самих соединителей, иногда даже с последующим порывом стыка. Поэтому мы начали сотрудничество с немецкой фирмой «Schulmeistrat Industrie Technic», производящей такие части ленточных конвейеров, как:
— демпферные платформы, устанавливаемые в местах перегруза транспортируемой массы, служащие для предотвращения повреждений ленты, равно как и стыков, при падении на нее с большой высоты кусков перегружаемого материала;
— высококачественные очистители лент различных конструкций: параболические и стандартные, с полиуретановой и твердосплавной очистительной планкой (в том числе и с подогревом против обмерзания);
— установки для регулирования верхней ветви ленты;
— футерованные ролики для улавливания нижней ветви, ранее не применявшиеся на территории Российской Федерации.
Предприятие «Сиб. Т», являясь постоянным участником угольных выставок в Кузбассе, неоднократно удостаивалось высоких наград за представленную продукцию, в том числе награждалось золотыми медалями и дипломами I степени Администрации Кемеровской области и Кузбасской выставочной компании «Экспо-Сибирь» на международных выставках «Экспо-Уголь» в 2004, 2005, 2006 гг. в г. Кемерово. На выставке 2006 г. это был подогреваемый очиститель для конвейерных лент, эксплуатируемых при отрицательных температурах (в номинации «Лучшее оборудование для угольной промышленности»).