К эколого-экономической оценке мероприятий



Предыдущая | Следующая

 

К эколого-экономической оценке мероприятий по сохранению биоразнообразия в горнодобывающих регионах Биоразнообразие — главный средообразующий ресурс на планете, обеспечивающий возможность ее устойчивого развития, сохранения среды обитания для человека и биологических ресурсов вообще. К сожалению, долгие годы к живой природе нашей планеты относились как к некоторой данности выполняющей скорее эстетические и психологические функции. Сейчас, в период ежегодного наращивания темпов мирового производства, увеличения численности людей на планете и в то же время осознания остроты и необходимости проведения глобальных природоохранных мероприятий, отношение к биоразнообразию как к неотъемлемой части природы начинает меняться.
За последние годы главы большинства государств подписали целый ряд протоколов и конвенций, направленных на сохранение биоразнообразия, ежегодно значительные суммы тратятся на различные мероприятия, связанные с сохранением живой природы, уникальных мест на планете, и поддержание различных функций экосистем, а также экологическое воспитание.
«Конвенция о биологическом разнообразии» была принята 5 июня 1992 г., а в последующем подписана 168 странами. В рамках реализации данной Конвенции в июне 2001 г. была разработана «Национальная стратегия сохранения биоразнообразия в России». Основной целью стратегии является: сохранение разнообразия природных биосистем на уровне, обеспечивающем их устойчивое существование и неистощительное использование, а также сохранение разнообразия одомашненных и культивируемых форм живых организмов и созданных человеком экологически сбалансированных природно-культурных комплексов на уровне, обеспечивающем развитие эффективного хозяйства и формирование оптимальной среды для жизни человека.
К сожалению, несмотря на вышесказанное, разработка конкретных мероприятий, направленных на сохранение биоразнообразия, развивается очень медленными темпами, а такие составляющие, как правовое регулирование и экономические рычаги практически не рассматриваются. И это происходит на фоне того, что в мире все яснее осознается, что без экономических механизмов, стимулирующих и делающих выгодным охрану биоразнообразия для местного населения, целых регионов, стран и человечества, а также промышленных предприятий, спасти природу очень сложно. В настоящее время становится все очевиднее, что без помощи экономических рычагов и совершенствования процесса природопользования выживание живой природы будет все более проблематичным как в промышленных регионах нашей страны, так и во всем мире. Кроме того, для фундаментальной работы в этом направлении нужна также экономическая оценка живой природы, ее функций и услуг.
В связи с этим создание экономических стимулов и барьеров, экономическая оценка живой природы и ее элементов становятся важными задачами в сохранении биоразнообразия.
Естественно, что главным источником воздействия на биоразнообразие является деятельность человека и в частности промышленных предприятий, которые действуют на все природные среды и тем самым влияют на разнообразные элементы экосистем. Определение видов воздействия промышленных предприятий на биоразнообразие, глубины этого воздействия и его интенсивности, а также экономической величины и, как следствие, затрат, необходимых на возмещение полученных ущербов, является составной частью экономического механизма сохранения биоразнообразия. Для снижения наносимого воздействия возможно проведение ряда природоохранных мероприятий, способных в значительной мере предотвратить или уменьшить возможный ущерб окружающей среде.
В настоящий момент мероприятия по сохранению биоразнообразия можно разделить по ряду направлений: правовые, международные, социальные, технологические, биологические, экологические, управленческие и экономические. Стоит отметить, что каждое из этих направлений перекликается с остальными и во многом зависит от других. Также необходимо учесть, что мероприятия можно разбить на разные уровни: глобальный, федеральный, региональный и местный.
К правовым мероприятиям относятся законы, акты и постановления, принятые государственными органами как федерального, так и регионального уровня. В данном случае региональные правовые акты ничуть не менее значимы, чем государственные, потому что они МЯСКОВ Александр Викторович Доцент кафедры «Экономика природопользования» МГГУ, канд. экон. наук ХАРЧЕНКО Виктор Алексеевич Декан факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов, заведующий кафедрой «Экономика природопользования» МГГУ, доктор техн. наук, профессор ОСНОВАН В 1918 г.
опираются на местную специфику и учитывают уникальность как природных объектов, так и воздействие на них со стороны промышленных предприятий местного уровня, предприятий, входящих в ряд промышленных объектов федерального уровня и местного населения.
Международные мероприятия представляют собой использование зарубежного потенциала (финансового, управленческого, законодательного и др.) для реализации различных проектов по сохранению биоразнообразия. В настоящий момент большинство всех мероприятий, включая самый большой проект «Сохранение биоразнообразие в РФ» реализованный при поддержке ГЭФ, проводятся с использованием капиталов иностранных фондов, направлявших на экологические проекты в России значительную часть денег. В настоящий момент такая финансовая помощь заметно сократилась, но по-прежнему существует. Одновременно с этим наша страна вступает в ряды ВТО, в связи с чем, не стоит забывать также и об экологическом аудите и экологических нормативах. Так, большинство наших богатейших предприятий связано кредитами с международными банками, которые, среди обязательных требований предъявляют требование соответствия производства и системы управления различным международным стандартам, например ISO 14000. Одним из обязательных пунктов таких требований являются обязательные мероприятия по сохранению биоразнообразия в регионах функционирования предприятий.
Одними из самых распространенных природоохранных мероприятий на территории России являются мероприятия социальной направленности. В то же время стоит признать, что это полностью затратные мероприятия, приносящие весьма незначительный прямой эффект. К таким мероприятиям можно отнести экологическое просвещение и воспитание, работу с населением по разъяснению экологических проблем, сбор средств с частных лиц (в России собирается в разы меньше денег, чем тратится), проведение различных пикетов, сбор подписей и другие действия.
Технологические мероприятия могут представлять собой стандартный набор мероприятий по защите окружающей природной среды с учетом особенностей живых объектов (установление различных фильтров, способствующих снижению концентрации определенных веществ, замена оборудования, мониторинг воздействия и другие). Набор технологических мероприятий в первую очередь может зависеть от степени экологизации производства, а также количества и уникальности различных видов животных и растений. Решение о применении тех или иных технических мероприятий можно принимать только после изучения всех аспектов функционирования промышленного предприятия, существования элементов биоразнообразия и других вопросов, способствующих рациональному природопользованию.
К биологическим мероприятиям можно отнести специализированные проекты по реинтродукции, подкормке, выведению в заказниках и зоопарках редких животных, специальный завоз половозрелых особей, вакцинацию и другие мероприятия биологического характера.
Экологическое направление мероприятий по сохранению биоразнообразия, возможно, самое глобальное, так как ориен тировано и задействует не конкретные предприятия и объекты, не ограниченные небольшой территорией популяции и не принимаемые на уровне региона законодательные акты. Данные мероприятия рассматривают воздействие на биоразнообразие на уровне крупных биотопов, целых экосистем и сообществ, в том числе располагающихся на территории разных государств.
К подобным мероприятиям можно отнести: создание заповедников и национальных парков, определение и выявление «краснокнижных» видов животных и растений, в том числе подписание международных конвенций.
Целый ряд мероприятий управленческого характера можно представить в виде разноуровневых действий, применяемых на уровне предприятия, региона или на федеральном уровне. В основном все они направлены на совершенствование системы управления природопользованием с учетом стратегии сохранения биоразнообразия.
Экономические мероприятия наименее применяемы в настоящий момент времени в нашей стране касательно сохранения биоразнообразия. Во многом это связано с проблематикой оценки ценности живых объектов, а также включением платежей за уничтожение и нарушение биоразнообразия в общую плату за нарушение окружающей среды. Именно экономический механизм сохранения биоразнообразия необходимо развивать в ближайшем будущем самыми быстрыми темпами. Также стоит учесть, что при рассмотрении воздействия промышленных предприятий различных сфер деятельности на окружающую природную среду можно выявить наиболее влияющие объекты и предложить им такой механизм сохранения живой природы в регионе деятельности предприятия, который будет выгоден самим объектам.
Каким же образом можно оценить эффект от применения тех или иных мероприятий?
Во-первых, стоит отметить, что каждое из существующих мероприятий можно оценивать по разным критериям, что во многом поможет решить вопрос выбора мероприятий с учетом разности уровней возникающих проблем (см. рисунок).
Каждый из этих критериев учитывает определенные характеристики проведения мероприятий:
— пространственные — учитывают границы распространения результатов мероприятий и определяют территорию, подвергнутую каким-либо изменениям в ходе проведения мероприятия;
— временные — характеризуют длительность воздействия мероприятия и определяют период проявления эффекта от мероприятия, а также его продолжительность;
— социальные — характеризуют изменения социальной активности населения и оценивают эффекты для населения региона при проведении мероприятий по сохранению биоразнообразия;
— биологические — характеризуют изменение численности особей различных видов, оценивают состояния вида внутри экосистемы, оценивают значимость вида для сохранения биоразнообразия;
— технологические — учитывают возможность реализации мероприятий и возможность изменения техники и технологии работ, оценивают возможность применения той или иной технологической установки для проведения мероприятий;
— экологические — учитывают качественные и количественные изменения в экосистемах, затронутых в ходе реализации мероприятия, оценивают экологическую составляющую реализации применяемых мероприятий;
— экономические — определяют экономию или предотвращение потерь природных ресурсов и биоразнообразия в зависимости от применяемых мероприятий.
Во-вторых, необходимо учитывать разность затрат на реализацию того или иного мероприятия, эффект от его реализации применительно к объекту, на сохранение которого это мероприятие направлено, и эффективность каждого из вышеназванных направлений предлагаемых мероприятий.
В-третьих, необходимо рассчитывать общий эффект от применения комплекса мероприятий, с учетом ограничений и возможности их использования на данном объекте на основе исследования далее приведенных критериев.
Комплексность проблемы подтверждается тем, что при проведении любых мероприятий из вышеприведенного списка достигаются определенные эффекты. Данные эффекты так же как и возможные мероприятия можно разделить на несколько уровней: глобальный, федеральный, региональный и местный.
Причем эти эффекты могут выражаться в улучшении среды обитания, если мы говорим о человеке, в количестве сохраненных особей и видов, если мы говорим о природе, и в величине сохраненных денег, если мы говорим о промышленных предприятиях и региональных природоохранных бюджетах. При этом эффект на одном уровне может нести за собой и эффект на другом, но, возможно, и наоборот. В этой связи еще раз стоит обратить внимание как на индивидуальный расчет эффектов от применяемых мероприятий, так и на суммарный.
Расчет эффектов по каждому из направлений мероприятий кратко можно представить в следующем виде:
Эn = Уn пред. + Дn сторон. — Зn где, Э n — эффект от реализации n-направления природоохранных мероприятий по сохранению биоразнообразия;
Уn пред. — предотвращенный ущерб от реализации мероприятия;
Дn сторон. — сторонний доход полученный от реализации мероприятия на любом из уровней получения эффекта; Зn — затраты на реализацию мероприятия;
Соответственно общий эффект складывается из суммы всех эффектов, полученных от реализации всех направлений мероприятий:
Эобщ = Эправ. +Эмежд. +Эсоц. + Этехн. + Эбио. +Ээко. + Эупр. + Ээконом.
В то же время необходимо понимать, что эффективность мероприятий также совершенно не одинакова и тем более на разных уровнях.
Вернемся непосредственно к горнопромышленным предприятиям и угледобывающим регионам.
Негативное воздействие любых промышленных предприятий на окружающую природную среду и, возможно, на самый главный ее элемент — биоразнообразие, весьма велико. Как уже было сказано ранее, воздействие происходит по всем элементам биосферы. Перечислять все виды воздействия горнодобывающих предприятий на окружающую среду и биоразнообразие соответственно не надо, так как они известны давно. Основными же последствиями такого воздействия являются: снижение целостности, устойчивости и продуктивности экосистемы;
уменьшение средообразующей, защитной и восстановительной функций природы; сокращение количества видов и изменение их состава (привнос инвазийных живых существ) и др.
Одним из гарантов сохранения биоразнообразия являются особо охраняемые природные территории (ООПТ), к которым относятся заповедники, национальные парки и заказники. Всего в России насчитывается более 5000 ООПТ федерального и регионального значения, среди которых 100 заповедников, 37 национальных парков и 68 заказников имеют статус федеральных. Необходимо опираться именно на опыт ООПТ, связанный с расчетом ущербов живой природе, постоянным мониторингом численности видов и воздействия на них различных факторов, как природных, так и антропогенных, и с учетом этого разрабатывать основы экономического механизма эколого-экономической оценки и выбора мероприятий по сохранению биоразнообразия.
Каждый из ныне действующих и перспективных угольных бассейнов расположен в непосредственной близости от ООПТ федерального значения: Кузнецкий угольный бассейн (заповедник Кузнецкий Алатау, Хакасский заповедник); Канско-Ачинский угольный бассейн (Верхне-Тазовский заповедник, заповедник Столбы, Центральносибирский заповедник, Елогуйский заказник); Дальневосточный угольный бассейн (Дальневосточный морской заповедник, заповедник Кедровая Падь, Лазовский заповедник, Уссурийский заповедник, Ханкайский заповедник, Барсовый заказник); Иркутский угольный бассейн (Прибайкальский национальный парк, заказник Красный Яр); Таймырский угольный бассейн (Большой Арктический заповедник, Гыданский заповедник, Таймырский заповедник, Пуринский заказник); Печоро-Илычский угольный бассейн (Печоро-Илычский заповедник, национальный парк Югыд-Ва, Куноватский заказник, Нижнеобский заказник); Подмосковный угольный бассейн (Приокско-Террасный заповедник). В этой связи их дальнейшую разработку целесообразно производить с параллельной оценкой негативного воздействия угледобычи на биоразнообразие в ООПТ, что в будущем позволит совершенствовать систему природопользования на угледобывающих предприятиях.
Работа с заповедниками не является единственно возможной в связи с уникальностью природы нашей страны, и стоит комплексно подходить к решению существующей проблемы. К сожалению, в России практически не существует положительного опыта эколого-экономической оценки и выбора мероприятий по сохранению биоразнообразия, тем более это касается воздействия промышленных предприятий. Разработка и реализация такого механизма на примере горнодобывающей промышленности должна стать пионерным научным и практическим исследованием этой проблемы и позволит в будущем разрабатывать комплекс природоохранных экономически выгодных мероприятий и в других отраслях промышленности. В дальнейшем данный механизм будет способствовать разработке системы сохранения биоразнообразия как для отдельно взятых промышленных регионов, так и для более крупных географических и биологических единиц.