И СМАЗКА, И ВОССТАНОВЛЕНИЕ



Предыдущая | Следующая

 

И СМАЗКА, И ВОССТАНОВЛЕНИЕ Отечественными специалистами разработан и освоен в производстве новый класс композиционных смазочных материалов с восстановительным эффектом. Новинка найдет применение при обслуживании техники и оборудования в угольной отрасли.
Как известно, от качества используемых смазочных материалов во многом зависит надежность и безотказность в работе эксплуатируемой техники. Однако в последние годы специалисты отмечают значительное снижение уровня отечественных технических масел.
Так, по данным Института машиноведения РАН, отечественные масла, наиболее широко применяемые сегодня на производстве, в энергетике, на транспорте, по основной эксплуатационной характеристике (противоизносной эффективности) существенно уступают мировому уровню: индустриальное масло – в 7 раз; турбинное масло – в 3 раза; моторные масла – в 3 раза.
При этом даже переход на импортные смазочные материалы не станет спасительной панацеей (и не только по причине дороговизны). Ситуация осложняется тем, что импортные масла и смазки не рассчитаны на применение в оборудовании с износом, превышающим 50 % ресурса, поскольку они имеют невысокую несущую способность. В то же время по оценкам экспертов в настоящее время износ механического оборудования во многих отраслях экономики страны превысил 70 %.
Во многом исправить эту тревожную ситуацию поможет новая отечественная разработка в области смазочных материалов. Это — антифрикционная ресурсовосстанавливающая композиционная присадка к смазочным материалам (АРВК), созданная и освоенная в производстве специалистами ИМАШ РАН и предприятия ООО «Венчур-Н». Особенность новинки состоит в том, что в новой смазке АРВК разработчикам удалось объединить уникальные антифрикционные и противоизносные свойства полимерообразующих присадок и восстановительный эффект входящих в ее состав специальных природных добавок — серпентинитов. Это позволило получить композицию с весьма высокими эксплуатационными свойствами.
Сама АРВК представляет собой суспензию, состоящую из базовой жидкости, специальных трибополимерообразующих (ТПО) присадок и серпентинита (силиката магния) в виде твердого порошка с размерами частиц 1-5 мкм. ТПО присадки, способствующие снижению трения в рабочих узлах, позволяют значительно увеличить показатели износостойкости. В свою очередь, серпентиниты обладают выраженным восстановительным эффектом, измеряемым десятками и сотнями микрометров. В процессе работы механизмов в среде АРВК порошок серпентинита под действием контактного давления сопряженных деталей внедряется в приповерхностный слой, постепенно восстанавливая объем и размеры изношенных узлов и деталей до номинальных значений. При этом происходит модифицирование поверхностей, которое проявляется в их упрочнении и уменьшении шероховатости до 0,1 мкм. Восстановление первоначальных размеров деталей, «выглаживание» их поверхностей трения ведет к исчезновению вибраций и биения в узлах, а также уменьшению контактного давления, вследствие чего процесс внедрения серпентинита прекращается.
Добавление присадки АРВК в различные смазочные материалы, таким образом, не только улучшает эксплуатационные характеристики смазочных материалов, но и позволяет восстановить номинальные размеры работающих узлов и деталей, заметно (в несколько раз) увеличивает сроки службы оборудования.
Натурные испытания АРВК, проведенные в самых различных условиях, — на действующем оборудовании теплоэлектростанций, в составе смазочных материалов для металлообрабатывающих станков, на двигателях и трансмиссиях автотранспортной техники, в узлах работающих насосов, компрессоров, редукторов и т. п., показали, что новая композиция совместима с практически любыми маслами.
При этом присадка АРВК позволяет значительно улучшить эксплуатационные характеристики используемых ГСМ. Так, противоизносная эффективность любого, даже самого дешевого моторного масла, поднималась до уровня лучших импортных масел и выше.
Испытания новинки также показали, что восстановительный эффект серпентинитов отчетливо проявляется в процессе работы изношенных деталей (например, подшипников качения, деталей цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания, компрессоров и т. д.).
При работе в среде АРВК размеры их постепенно возвращаются к исходному значению. А это, в свою очередь, ведет к снижению вибраций и температуры работающих механических узлов, уменьшению биения деталей на станках, восстановлению компрессии в цилиндрах.
Противоизносная эффективность и восстановительный эффект АРВК сохраняются и при добавлении композиции в пластичные смазочные материалы.
В качестве такого варианта пластичного смазочного материала с высокими потребительскими характеристиками была создана смазка пластичная «Политерммногоцелевая — АРВК».
Испытания этой новинки, проведенные в ОАО «Московский подшипник», показали, что смазка «Политерммногоцелевая» заметно превосходит традиционные пластичные смазки. Так, она по времени работоспособности прослужит дольше, чем «Литол-24» в обычных условиях, а при повышенной температуре — дольше в 8 раз. Рабочий температурный диапазон смазки от — 60 до +200 0С (и кратковременно может быть увеличен до +250 0С). Смазка отличается повышенной стойкостью к вымыванию и действию агрессивных сред. По своим эксплуатационным характеристикам, как показали испытания, новая смазка ни в чем не уступает, а по ряду позиций и превосходит известные мировые аналоги. В настоящее время отечественная новинка сертифицирована, она рекомендована для широкого использования в самых различных отраслях.
Применение новых твердосмазочных покрытий, содержащих АРВК, позволит защитить от износа и увеличить срок службы узлов и деталей различного оборудования (вкладышей подшипников скольжения, рабочих поверхностей скользящих опор, уплотнений валов и т. д.). Как показывает практика, весьма эффективно использование новых смазок АРВК и в тех случаях, когда повышенная запыленность, температура, агрессивная среда не позволяют использовать обычные смазки.
Весьма перспективно использование смазок с восстановительным эффектом и на предприятиях угольной отрасли. И здесь надо учитывать особенности эксплуатации новинки. Масла и смазки с АРВК приобретают несущую способность, достаточную для надежной защиты узлов трения от повышенных ударных и вибрационных нагрузок.
После приработки с АРВК поверхности трения модифицируются настолько, что способны работать без износа даже в случае вытекания, испарения или сгорания масел и смазок. Это делает использование АРВК весьма эффективным на производстве, позволяя увеличивать в 1,5-2 раза ресурс узлов и деталей основных видов механического оборудования.
В результате применения АРВК восстанавливаются, выглаживаются и упрочняются поверхности трения шестерен, колес редукторов, рольгангов, подшипников, гребней колес, узлов кривошипно-шатунных механизмов, гидро- и пневмоцилиндров и т. д. В итоге, как показывает практика, в течение года уменьшается вдвое количество ремонтов механических узлов, уменьшается на 10 % и более расход электроэнергии, растет производительность оборудования, снижается вибрация, шум и температура саморазогрева узлов трения.
Сегодня накоплен и положительный опыт длительного практического применения присадок АРВК на производстве и в действующих хозяйствах — при эксплуатации оборудования на предприятиях ОАО «Мосэнерго», ГУП «Мостеплоэнерго», на автобазах Министерства обороны РФ, Спецстроя России и других транспортных предприятиях, на машиноиспытательных станциях Минсельхоза РФ, на машиностроительных предприятиях Росавиакосмоса. И везде новая отечественная разработка продемонстрировала самые высокие эксплуатационные качества.
Широкое использование АРВК нового класса смазок с восстановительным эффектом позволит решить проблему практического повышения качества смазочных материалов, значительно увеличить сроки службы техники и производственного оборудования, в том числе и на предприятиях угольной промышленности. А в перспективе – осуществить реальный переход к режиму безизносной эксплуатации техники на производстве и в хозяйствах.

/*/

В итоге смазку АРВК стали использовать в массовом производстве?