Памяти Юрия Николаевича ШИЩИЦА



Предыдущая | Следующая

 

Памяти Юрия Николаевича ШИЩИЦА (к 100-летию со дня рождения) Юрий (Георгий) Николаевич Шищиц родился в конце апреля 1906 г. в Киеве.
В восьмилетнем возрасте он стал учеником Первой киевской гимназии, которая давала своим ученикам крепкие и фундаментальные знания, послужившие Юрию Николаевичу основой при дальнейшем образовании и служебной деятельности.
После Октябрьской революции он продолжил учебу в Киевском строительном техникуме по направлению строительства железных дорог. Судя по программе обучения, курсы предметов были емкими и охватывали широкие технические направления. В 1925 г. ему было присвоено звание техника путей сообщения первой категории строительной железнодорожной специальности, что дало ему право претендовать на защиту инженерного диплома, которая состоялась 7 июля 1926 г. в Московском институте железнодорожного транспорта. С этого момента Юрий Николаевич занимался практической деятельностью по строительству, модернизации и развитию железнодорожных путей: до 1937 г. на территории Украины в Управлении юго-западной железной дороги, а в конце 1937 г. был переведен в строительно-монтажный трест Наркомата путей сообщения «Севстройпуть» в качестве руководителя одного из отделов треста.
В 1939 г. приказом зам. наркома НКПС он был назначен главным инженером Управления строительства вторых путей Москва-Брянск, где работал вплоть Потери железнодорожного хозяйства угольной промышленности к моменту освобождения Донбасса до подхода к своим объектам фронта в октябре 1941 г. 16 августа 1941 г. Управле Типы путей Количество, км из них разрушено всего % ние строительства было ликвидировано, и Ю. Н. Шищиц был направлен на строи Подъездные пути Станционные пути 896,4 569,4 438,8 263,3 49 46 тельство фортификационных сооружений на Ильинских рубежах, знаменитых тем, что именно на этих рубежах произошли события, задержавшие на 10-15 дней в октябре 1941 г. наступление немцев на Москву, благодаря мужеству и правильному использованию фортификационных позиций подольскими курсантами.
В настоящее время цепь этих блиндажей еще существует, благодаря грамотному выполнению их конструкций. За вклад в организацию обороны Москвы еще в военные годы Ю. Н. Шищиц был награжден медалью «За оборону Москвы».
В тяжелые октябрьские дни 1941 г.
Ю. Н. Шищиц был направлен на строительство специальных железнодорожных путей в Куйбышевской области. Но уже в марте 1942 г. он в г. Саратове в качестве начальника строительства № 60, срочно строящейся «Волжской рокады» от г. Свияжска до Гумрана (пригород Сталинграда), сыгравшей более чем значительную роль в обороне Волжской твердыни и накопления стратегических сил перед окружением немецкой группировки. Дорога была построена по приказу ГКО за рекордный срок (4 месяца, длина дороги — около 2 000 км). «Рокадная дорога» ожила в августе 1942 г. Только в августе-октябре 1942 г. по ней прошло 23 тыс. вагонов, 16 тыс. цистерн с горючим, поезда двигались по ней один за другим на расстоянии 800-1 200 м.
Видимо, служебные, технические и организационные качества Юрия Николаевича послужили основой при привлечении его к проблеме восстановления шахт Донецкого угольного бассейна. Он был включен в группу специалистов, выезжавших с наступающими войсками, в организацию работ по восстановлению угольного бассейна. Эта работа разворачивалась на основании постановления ЦК ВКП (б), и в связи с этим Ю. Н. Шищиц был откомандирован в Наркомуголь на должность начальника отдела новых и восстановительных работ Главного транспортного управления НКУП.
О роли промышленного транспорта, особенно в угледобывающих районах, мало что известно. А роль его в осуществлении отгрузки угля из добывающих районов, особенно в цепочке жизненных циклов предприятий, может быть решающей. 20 января 1942 г. в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны Наркомуголь определил состав операционной группы по восстановлению шахт Донбасса в числе 54 человек. 22 февраля 1942 г. Государственный комитет обороны вынес специальное постановление, при этом была утверждена структура Главного управления, в составе которого было образовано Главное погрузочно-транспортное управление. Ю. Н. Шищиц играл в этом управлении одну из ведущих ролей. Надо отметить, что в те времена работу угольной промышленности курировал член Политбюро ЦК ВКП (б) В. М. Молотов, которому ежемесячно докладывались сводки о состоянии восстановительных работ, в том числе и результаты реальной отгрузки угля потребителям.
Восстановление угольной промышленности Донбасса шло широким фронтом.
Оперативные группы специалистов регулярно командировались на фронт и шли за первой линией наступающих войск. Вот почему многие шахты смогли начать свою производственную деятельность уже в первые дни освобождения от немецкой оккупации. Эти подвижные группы формировались на базе автомобильного парка «Студебеккеров», часто подвергались обстрелу, и были случаи соприкосновения с вражескими войсками.
Оккупанты оставляли за собой разрушенной всю структуру путей сообщения и шахт. Железнодорожное хозяйство угольной промышленности Донбасса к началу Отечественной войны имело развитую сеть железнодорожных путей, хорошо оснащенную транспортными и погрузочными обустройствами и другими техническими средствами. Среднесуточная погрузка угля составляла 210 тыс. т, а в отдельные дни 300 тыс. т. Общее протяжение железнодорожных путей угольной промышленности в Донецком бассейне в 1941 г. была равна 1 425 км, парк подвижного состава составлял 249 паровозов и 1 259 вагонов. Война нанесла, казалось бы, невосполнимые утраты.
В результате военных действий и оккупации железнодорожное хозяйство Донецка было полностью выведено из строя. Более 78 % всей длины подъездных путей шахт было разобрано или взорвано. Из 1 425 км путей, существовавших до Отечественной войны, было необходимо восстановить 1 120 км. Были разрушены железнодорожные мосты и другие инженерные сооружения. Многое оборудование, инструменты и инвентарь путейских мастерских были расхищены, частично вывезены в Германию, вся ремонтная база хозяйства была полностью выведена из строя. Пострадало паровозное хозяйство и парк вагонов. Все 35 паровозных депо с мастерскими пострадали от взрывов и пожаров, 14 депо были разрушены полностью. Большой урон был принесен сети водоснабжения. Вначале главной задачей являлось возобновление в наиболее короткие сроки движения поездов к шахтам, с тем чтобы приступить к восстановлению магистральных путей общей сети железных дорог для организации отгрузки донецкого угля.
Первым этапом восстановления явилось восстановление рельсовых путей и искусственных сооружений. Нередко в пути укладывались куски рельсов длиной по 2-3 м, и выполнялись другие инженерные мероприятия. Это позволило не только организовать отгрузку и отправку угля потребителям, но и использовать на ряде участков пропуск по промышленным путям магистральных поездов.
Результатами этих работ было то, что на территории треста «Свердловскуголь», территория которого была освобождена в конце февраля 1943 г., регулярное движение поездов было организовано уже к 20 марта. В комбинате «Сталинуголь» регулярное движение поездов было организовано уже в октябре 1943 г., и отгрузка угля составила 6 400 т угля в сут, в ноябре — 9 600 т, в декабре — 13 00 т.
Подъездные пути и все подъездное хозяйство были полностью восстановлены к 1946-1950 гг. на более высоком техническом уровне, чем они находились в предвоенные годы.
Аналогичными темпами восстанавливались и другие объекты железнодорожного хозяйства шахт. В 1950 г. все отрасли железнодорожного хозяйства по своему техническому уровню превзошли показатели довоенного времени.
Летом 1945 г. Юрий Николаевич Шищиц был откомандирован в советскую зону в Германии для демонтажа за счет репатриации объектов железнодорожного хозяйства для восстановления Донбасса. При этом было демонтировано и вывезено в СССР: железнодорожных путей — 226 км; паровозов — 56; паровозов, вывезенных из СССР, — 9; товарных вагонов — 350. Все это способствовало усилению материальной базы угольной промышленности.
За вклад в восстановление Донбасса указом Президиума Верховного Совета СССР 27 августа 1948 г. Юрий Николаевич был награжден медалью «За восстановление шахт Донбасса». За отличные показатели в работе он был награжден почетным знаком «Отличник социалистического соревнования угольной промышленности» и нагрудным знаком «Отличник социалистического соревнования угольной промышленности западных районов». За вклад в строительство промышленных путей Донбасса 24 апреля 1945 г. ему было присвоено звание «Почетный железнодорожник». При введении персональных званий Ю. Н. Шищицу было присвоено звание «Горный директор 1-го ранга» и «директор-полковник пути и строительства».
За успехи в строительстве железных дорог и восстановление народного хозяйства Юрий Николаевич Шищиц был награжден высокими правительственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени (1951 г.) и орденом Ленина (1952 г.), медалью «За доблестный труд. В ознаменование 10-летия со дня рождения В. И. Ленина» и рядом других медалей.
В послевоенный период Юрий Николаевич руководил работой по развитию железнодорожного хозяйства угольной промышленности во всех угольных регионах (от Западной Украины до Сахалина), особое внимание он уделял вопросу подготовки кадров, создавая учебники для подготовки специалистов «Путевое хозяйство угольной промышленности».
После реорганизации промышленности при Н. С. Хрущеве Ю. Н. Шищиц переводится на работу в институт «Центрогипрошахт», где возглавлял отдел железнодорожного строительства. Основное его внимание занимали вопросы перспективного развития угольных регионов и органическая связь их с промышленными базами индустрии.
Юрий Николаевич Щищиц ушел из жизни в 1979 г.
Все, кто общался с ним, отмечали его глубокую грамотность, перспективность мышления, комплексный подход к решению стратегических вопросов, прекрасную эрудицию в области искусств, истории, иностранных языков. Он отличался очень важными качествами — приверженностью к своей специальности, патриотичностью и порядочностью, качествами, так необходимыми для людей, обеспечивающих организацию крупных производств и их развитие.
Игорь Юрьевич ШИЩИЦ Доктор технических наук, Действительный член АГН