Экономическая эффективность угледобывающего производства



Предыдущая | Следующая

 

Экономическая эффективность угледобывающего производства в условиях стратегической необходимости повышения доли угля в структуре топливного баланса России Уголь является стратегическим видом энергетических ресурсов страны, способным на самую длительную календарную перспективу обеспечить энергетическую безопасность России.
Однако, несмотря на стратегическое значение угля, в стране отсутствуют экономические условия для рентабельной работы предприятий угольной отрасли. Государство, устанавливая для российских потребителей заниженные цены на газ, искусственно усиливает экономическую мотивацию потребителей к предпочтительному использованию газового топлива. В результате – спрос потребителей на уголь непрерывно снижается. Доля потребления угля в структуре топливно-энергетических ресурсов страны колеблется в пределах 11 – 18 %.
Предприятия угольной отрасли работают с полным использованием своей производственной мощности. На шахтах и разрезах значительно снижена трудоемкость добычи угля, и повышена производительность труда шахтеров. Однако эти успехи не обеспечивают им достойного уровня заработной платы, который остается самым низким среди горно-добывающих отраслей промышленности России.
Многие шахты и разрезы совсем не имеют прибыли либо работают с низким уровнем рентабельности, не обеспечивающим нормальной работы предприятия. Из-за недостатка, а то и из-за полного отсутствия средств, угледобывающие предприятия не решают экологических проблем, возникающих на территориях угледобычи.
Задачами настоящего исследования были выявление и изучение факторов, влияющих на экономическое положение предприятий угольной отрасли, количественная оценка этого влияния и разработка мероприятий, способствующих росту эффективности угледобывающего производства и повышению роли угля в топливно-энергетическом балансе страны.
В процессе исследования автором были выявлены основные факторы и условия, препятствующие рентабельной работе угольной отрасли, негативно влияющие на структуру потребления энергетических ресурсов России и затрудняющие осуществление стратегической необходимости роста доли угля в топливном балансе страны.
Следует отметить, что основным фактором, препятствующим эффективной работе угледобывающих предприятий и росту доли угля в топливном балансе страны, является наличие серьезных негативных проблем в области внутрироссийского ценообразования на различные виды конкурентных топливных ресурсов.
Существенными факторами, влияющими на экономическое положение угледобывающих предприятий, являются также степень их участия в экспортной деятельности и наличие возможности снижения транспортных расходов по доставке угля потребителям.
Административное участие государства в установлении цен на нефть и газ привело к наличию взаимно не согласованных и заниженных внутрироссийских цен на нефть, и особенно на газ. В результате энергетический уголь потерял необходимую конкурентоспособность у потребителей и его реализация стала убыточной для угледобывающих предприятий.
При действующем в России административном методе установления взаимно не согласованных цен на нефть, газ и, косвенно, на энергетический уголь, не отражающих их сравнительную полезность для потребителей и негативно влияющих на уровень цен на уголь, нельзя ожидать повышения уровня рентабельности угледобывающего производства, положительной оптимизации структуры топливного баланса страны и решения стратегической проблемы по обеспечению энергетической безопасности России.
Разработанная методика комплексного определения уровней цен на нефть, газ и энергетический уголь, устраняет имеющиеся проблемы в российском ценообразовании, обеспечивает необходимую для народного хозяйства мотивацию потребителей к предпочтительному использованию энергетического угля вместо нефти, и особенно вместо газа, и обеспечивает рентабельную работу угледобывающих предприятий.
В качестве объективной основы формирования разработанной методики были приняты следующие основные положения:
— каждое предприятие, производящее полезную для общества продукцию, имеет право на рентабельность своей работы;
— соотношение цен на взаимозаменяемые товары должно соответствовать степени их полезности для потребителей этих товаров.
С учетом сложившейся в России практики ценообразования на конкурентные виды топливных ресурсов: на нефть, газ и энергетический уголь — цены на них должны быть взаимозависимыми и устанавливаться системно, с использованием разработанной методики. Базой для установления системы цен должна являться цена энергетического угля, обеспечивающая рентабельность его добычи. Цены на газ и нефть должны устанавливаться с учетом их относительной полезности для потребителя по сравнению с полезностью угля.
Отметим, что степень сравнительной полезности нефти, газа и угля должна оцениваться потребителями этих конкурентных ресурсов при их покупке, в условиях свободных рыночных отношений, и количественно выражаться соотношениями сложившихся реализационных цен на различные топливные ресурсы.
Такие свободные рыночные отношения наиболее представительно и объективно масштабно наличествуют только в условиях функционирования мировых топливных рынков. Поэтому степень относительной полезности различных видов топлива предлагается оценивать на основе изучения соотношения уровней цен на нефть, газ и энергетический уголь, формирующихся на мировых топливных рынках, работающих в свободных рыночных условиях.
Реализация предложенной методики позволит осуществлять государственное регулирование внутрироссийского спроса на нефть, газ и уголь, обеспечивать необходимую структуру топливного баланса страны и нормальные условия работы угледобывающих предприятий.
В результате проведенной работы исследована и установлена взаимосвязь состояния и эффективности функционирования российских топливных рынков с мировыми топливными рынками. Она проявляется в уровнях цен и практически одинаковой их календарной динамике на конкретные виды топливных ресурсов, а также в объемах экспортных поставок российских топливных ресурсов на мировые топливные рынки. С увеличением мирового спроса на топливные ресурсы растут цены, и увеличиваются возможности экспорта, в том числе и каменных углей. Подобная ситуация характерна для настоящего момента времени и прогнозируемой перспективы на ближайшие 10 – 15 лет.
Наличие тесной связи между состоянием мировых топливных рынков с внутрироссийскими вполне естественно, поскольку экономика России все в большей мере интегрируется в мировую экономику и является ее частью.
При исследовании экспортной деятельности предприятий угольной промышленности установлена ее позитивная роль в экономике российской угледобычи. Поставки российских углей на экспорт обеспечивают российским поставщикам получение удвоенного дохода по сравнению с внутрироссийскими поставками и являются финансовым подспорьем для низкорентабельного угледобывающего производства России.
Несмотря на позитивное значение российского угольного экспорта для экономики угледобывающих предприятий, были выявлены имеющиеся резервы повышения эффективности экспортных поставок угля, определены меры по их использованию, и оценены величины ожидаемого эффекта.
В качестве существенного фактора, оказывающего негативное влияние на экономическую эффективность угледобывающего производства, необходимо отметить чрезмерно высокий уровень транспортных железнодорожных тарифов на перевозку угля его потребителям. Также были рассмотрены и оценены проблемы и возможности снижения этих затрат.
Реализация предложений, выработанных в ходе исследований, экономически эффективна и для предприятий угольной отрасли и, в целом, для народного хозяйства России.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Уголь является стратегическим видом энергетических ресурсов страны, способным на длительную календарную перспективу обеспечить энергетическую безопасность России. Отмечая стратегическое значение угля, в стране отсутствуют условия для рентабельной работы предприятий отрасли. Доля угля в структуре топливного баланса страны существенно ниже доли угля в структуре потребления энергетических ресурсов развитых стран мира и в настоящее время не превышает 15-16 %.
2. Исследуя комплекс факторов, определяющих уровень экономической эффективности угледобывающего производства и причин, препятствующих оптимизации структуры топливного баланса, установили, что основным фактором является отсутствие у энергетического угля должной конкурентоспособности с газом на внутрироссийских топливных рынках.
3. Основной причиной отсутствия необходимой конкурентоспособности энергетического угля является использование административного, экономически не обоснованного метода установления внутрироссийских цен на нефть и газ. Причем цен, весьма заниженных, взаимно не согласованных, снижающих уровень конкурентоспособности энергетического угля до уровня нулевой рентабельности производства.
4. С учетом особенностей экономики России и неизбежности государственного участия в ценообразовании на нефть и газ предложена методика системного, комплексного ценообразования на все конкурирующие топливные ресурсы: нефть, газ и уголь.
Предложенная методика предусматривает принять, в качестве базовой величины, минимально необходимый уровень цены на каменный энергетический уголь, обеспечивающий нормальную рентабельность угледобычи. Уровень цен на газ и нефть необходимо устанавливать в зависимости от сравнительной полезности нефти и газа по отношению к полезности угля для потребителей этих топливных ресурсов.
5. Предлагается сравнительную полезность конкурирующих нефти, газа и угля определять по соотношению уровней цен, складывающихся в условиях свободно функционирующих мировых топливных рынков. Эти мировые цены обеспечивают нормальный уровень рентабельности и для предприятий, добывающих топливные ресурсы, и для предприятий их потребляющих. Они могут выступать в качестве объективных индикаторов, оценивающих сравнительную полезность различных топливных ресурсов для их потребителей.
6. Анализ уровней мировых цен на нефть, газ и уголь за восьмилетний календарный период позволил определить величины сравнительной полезности нефти и газа для их потребителей по отношению к энергетическому каменному углю. Это соотношение: 2,27:1,76:1. Объективность подобного соотношения уровней цен на нефть, газ и уголь обосновывается и его стабильностью в течение длительного календарного периода; отклонение от принятого среднего уровня было минимальным.
7. В условиях функционирования российского народного хозяйства необходимую степень конкурентоспособности нефти, газа и угля можно обеспечить лишь при системном установлении цен на все виды топливных ресурсов с использованием предложенной методики.
8. С использованием разработанной методики формирования внутрироссийских цен рассчитаны уровни цен на нефть, газ и энергетический уголь для условий 2005 г. Они составили: для нефти – 3 718 руб. за 1 т (139$); для газа – 2 368 руб. за 1 000 м3 (88$); для энергетического каменного угля – 785 руб. за 1 т.
Уровень рекомендуемых цен превышает действующие: для нефти – на 45 %; для газа – в 2,1 раза; для угля – на 73 %.
Разработанная автором методика позволяет определять уровень цен на газ, обеспечивающий необходимую структуру топливного баланса страны и конкретизировать зависимость объемов внутрироссийского спроса на газ и на уголь от уровня устанавливаемых цен на газ.
9. Учитывая, что реализация предложений требует существенного увеличения внутрироссийских цен на нефть, уголь, и особенно на газ, разработана и предлагается методика смягчения негативного влияния роста цен для конечных потребителей всех видов топливных ресурсов.
10. Собраны и систематизированы имеющиеся в России инновационные разработки по повышению экономической эффективности использования угольного топлива. Реализация этих проектов дополнительно повысит конкурентность угольного топлива и увеличит объемы спроса на уголь.
11. Исследована и оценена значительная роль российского экспорта угля в экономике угледобывающих предприятий. При объеме экспорта, составляющего 28 % от общего объема угледобычи в России, доход от этого экспорта превышает весь доход отрасли от реализации 72 % добываемого угля и реализуемого на внутрироссийских топливных рынках.
В настоящее время денежные поступления от экспорта угля определяют экономическое и финансовое положение значительного количества угольных шахт и разрезов, участвующих в экспортных поставках угля.
12. Выявлено наличие существенных резервов повышения экономической эффективности экспорта угля. Существенными факторами являются: рост объемов экспорта угля; оптимизация географии поставок; увеличение доли коксующихся углей в общем объеме экспортных поставок.
Экспортные поставки российских углей в страны Азиатско-Тихоокеанского региона экономически более предпочтительны, чем поставки в страны Западной Европы. В настоящее время доля экспортных поставок значительно более дорогих коксующихся углей составляет лишь 12 % (в мировой торговле – 30 %).
13. Из анализа положения на мировых рынках сбыта угля и динамики российского экспорта спрогнозирован ежегодный прирост объемов российского экспорта в размере 5 % в год.
Следует заметить, что темпы увеличения экспорта угля зависят от темпов увеличения пропускной возможности морских портов России. При исследовании состояния и перспектив развития мировых топливных рынков установлена стабильность их развития, при определенном росте уровня цен, вызываемом дефицитностью этих ресурсов. В связи с этим можно заключить, что емкость мировых топливных рынков достаточна и может обеспечить увеличивающийся экспорт российских топливных ресурсов.
14. Средние затраты потребителей угля на его доставку превышают 45 % его цены (в мире – не более 20 %). Особенно велики транспортные издержки при поставках угля на экспорт, когда их уровень существенно превышает цену угля.
Учитывая массовость поставок и чрезмерно высокие затраты на транспортировку, предприятия угольной промышленности вправе ожидать от государственных железных дорог более льготных тарифов.
15. Весьма перспективным можно считать строительство электростанций в районах угледобычи с последующей передачей электроэнергии в районы ее потребления. Это разгрузит транспорт и повысит экономическую эффективность углепользования в России.
Эта проблема обсуждается давно, но практически не реализуется, несмотря на очевидную народнохозяйственную эффективность.
16. Рост потребления энергетических ресурсов планируется, так же, как и в мире, 1 – 2 % в год. Добыча и потребление угля – 2 – 3 % в год. Планируемый рост потребления угля не сможет кардинально улучшить структуру топливного баланса России. Рост добычи угля, и соответственно его потребления, должен составлять не менее 4-5 %. Только в этом случае, к 2020 г., доля потребления угля в топливном балансе может достигнуть 40 – 50 %.
17. Детально рассмотрев степень обеспеченности России природными запасами нефти, газа и угля следует отметить стратегическую значимость весьма значительных запасов угля, наличие неплохих разведанных и прогнозируемых запасов газа и небольших запасов нефти. Актуальной проблемой для всех видов топливных ресурсов является необходимость ассигнования значительных средств на поиск новых месторождений, доразведку и обустройство разведанных, на строительство новых, эффективных угледобывающих предприятий.
18. Проведена оценка ожидаемых экономических и социальных последствий реализации предложенных мер, направленных на повышение экономической эффективности угледобывающего производства России и рост доли угля в топливном балансе страны. Эффект подсчитан для народного хозяйства страны и для угольной отрасли.
Ожидаемый общий эффект, соответствующий минимально необходимым (для условий 2005 г.) ценам на газ и на уголь, уровень которых обеспечивает рост доли угля в структуре топливного баланса страны с 15 до 21 %, оценивается в 234,8 млрд руб. в год.
Из этой суммы эффект для угольной отрасли составляет 127,3 млрд руб., 107,6 млрд руб. поступят в бюджет страны.
Дополнительный, неподсчитанный эффект: активное усиление экономической мотивации к более экономному расходованию топливных ресурсов; создание новых рабочих мест для 37 тысяч шахтеров и улучшение социологической обстановки в угледобывающих регионах; усиление инвестиционной привлекательности угольной отрасли.
Созданная методика, устанавливающая связь уровня цен на газ с долей угля в структуре топливного баланса страны, позволит государству осуществлять целенаправленные действия, обеспечивающие необходимую для страны структуру топливного баланса. А осуществление рекомендаций по росту экономической эффективности угледобывающего производства позволит улучшить условия труда, повысить степень безопасности работы шахтеров и уровень оплаты их нелегкого труда.

/*/

Может шахтером низкие цены на газ - это и плохо, зато людям нормально!

/*/

Вступление России в ВТО все поставит на свои места...
Т.е. - с ног на голову. и будет людям - ...ОПА!

/*/

Рентабельность угледобычи необходимо определять не на монетарном уровне а по соотношению:
r=E/W-1, где Е - суммарное количество энергии, получаемое из добытого угля (электро- плюс тепловая); W -полные затраты энергии на все технологические процессы ( добыча, транспорт, энергопреобразование) включая на энергозатраты на создание средств производства и содержание трудовых ресурсов. Для чего необходимо использовать методология нетто-энергетического анализ.

/*/

Авторы, считающие перспективным строительство электростанций (особенно небольших мощностей) в районах угледобычи не учитывают и без того тяжелых экологических последствий. Куда девать тепло? Не менее актуален вопрос и о передачи энергии.