ГОРНЫЕ МАШИНЫ



Предыдущая | Следующая

 

ГОРНЫЕ МАШИНЫ Коэффициент технической готовности определяется в виде:
Krdn = Tyr / (Tyr+Tdwn) , где: Tyr , Tdwn – соответственно фактическое время работы и время простоев машины за год (рис.3).
При расчете затрат на обслуживание (EZ) очень важно правильно выделить те составляющие, которые зависят от уровня чистоты рабочей жидкости. К таким составляющим относятся, например:
• стоимость сменных агрегатов, подверженных абразивному износу, например насосов, дизеля, гидромоторов и т.п.;
• стоимость фильтров и обслуживания системы фильтрации;
• стоимость топлива, поскольку его расход зависит от износа двигателя [5];
• моторного масла, его расход зависит от износа двигателя, а периодичность замены – от качества фильтрации [6].
В зависимости от специфики мобильной машины номенклатура и структура затрат на обслуживание может быть различной.
На рис. 4 приводятся некоторые сопоставительные данные о весомости упомянутых составляющих эксплуатационных затрат по обобщенным данным эксплуатации машин на разрезах стран СНГ.
Величина комплексного критерия эффективности систем фильтрации в функции от уровня чистоты жидкости на примере карьерного экскаватора с дизель-гидравлическим приводом, приведена на рис. 5
(использованы обобщенные данные эксплуатации машин на разрезах «Кедровский» - Россия, «Нерюнгринский» - Якутия, «Центральный» - Казахстан, «Мурунтау» Узбекистан, «Болиден» - Швеция, полученные при участии кандидатов техн. наук А.С.
Мельникова, Е.А. Этингофа, В.М. Штейнцайга, А.В. Крикуна, инж. А.В. Ракомы).
Следует оговориться, что предлагаемый методический подход к определению оптимального уровня чистоты жидкости по критерию минимальных эксплуатационных затрат у потребителя инвариантен по отношению к типу горной машины. Выбор карьерного экскаватора в качестве примера определяется только наличием у автора соответствующих эксплуатационных данных.
Из рис. 5 видно, что функция критерия эффективности имеет оптимум. Интересно, что со временем этот оптимум смещается в сторону улучшения класса чистоты, что объясняется прогрессом в области фильтрационных технологий, сопровождающимся относительным снижением стоимости эффективных фильтрующих материалов. Отсюда следует принципиально важный вывод об ошибочности господствующего в настоящее время подхода к проектированию систем фильтрации по принципу «чем чище, тем лучше», поскольку такой подход, даже приводя к повышению долговечности агрегатов, будет вызывать необоснованные затраты у потребителя.
Тем не менее пока актуальным является вопрос повышения уровня промышленной чистоты и, соответственно, внедрения более совершенных систем очистки.
В самом деле, в настоящее время оптимальным с экономической точки зрения является 10-й класс чистоты , в то время как изготовителями экскаваторов рекомендованы для различных систем 12-13-й классы.

Литература 1. Бродский Г.С. Фильтры и системы фильтрации для мобильных машин. – М.,
Горная Промышленность, 2004, 359 с.
2. Белянин П.Н., Данилов В.М. Промышленная чистота машин. – М., Машиностроение, 1982. – 224 с.
3. Dickenson T.C. Filters and filtration handbook. – Oxford, Elsever Science Ltd, 1997. – 1 079 p.
4. Бродский Г.С., Даутов Р.Р., Штейнцайг В.М., Шумаков А.Б. Применение информационных систем контроля и диагностики состояния горной техники для повышения ее надежности. – М., ИГД. им.
А.А. Скочинского. – Научные сообщения.
– № 326/2004. – С. 128-136.
5. Григорьев М.А., Борисова Г.В. Очистка топлива в двигателях внутреннего сгорания. - М., Машиностроение, 1991.
– 208 с.
6. Knuckmann K., Kolczyk M., Fluid management with oil and diesel fuel filter systems. – Mann+Hummel, 5th International Filtration Conference, Stuttgart, 1st day, p.
23-27, 2002.