СОВЕЩАНИЕ «О МЕРАХ ПО ЗАВЕРШЕНИЮ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИ



Предыдущая | Следующая

 

СОВЕЩАНИЕ «О МЕРАХ ПО ЗАВЕРШЕНИЮ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ» г. Кемерово, 18 февраля 2006 г.
Фото Сергея Черемнова 18 февраля 2006 г. в г. Кемерово состоялось совещание по вопросу «О мерах по завершению реструктуризации угольной отрасли промышленности Российской Федерации и перспективах ее развития». Совещание проходило с участием Председателя Правительства России М. Е. Фрадкова, посетившего Кузбасс с официальным визитом.
Председатель Правительства России М. Е. Фрадков, открывший совещание, подчеркнул необходимость обсуждения этой проблемы на уровне кабинета министров с привлечением всех заинтересованных сторон.
¦ Губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев выступил с докладом, в котором проанализировал работу угольной отрасли, ее проблемы и перспективы.
В своем докладе губернатор отметил, что за последние семь лет, начиная с 1999 г., собственники угольных компаний вложили в развитие ведущей отрасли Кузбасса 88,7 млрд руб., из них 32,5 млрд руб. было направлено на новое строительство. За счет благоприятного инвестиционного климата введено в эксплуатацию: 31 новое угледобывающее предприятие общей годовой проектной мощностью 44 млн т угля, шесть обогатительных фабрик, одна обогатительная установка общей проектной мощностью по переработке 21,7 млн т угля.
С 1999 г. создано свыше 18 тыс. новых рабочих мест. Производительность труда рабочего по добыче выросла в 1,6 раза и достигла 152 т/мес. Заработная плата шахтеров в 2005 г. в среднем составила 15 тыс. руб. В 2,8 раза снизился общий производственный травматизм, в 2 раза — смертельный на 1 млн т добычи.
В результате угольная промышленность Кузбасса является одним из наиболее устойчиво работающих угольных комплексов России. В 2005 г. шахтеры Кузбасса добыли 167,2 млн т угля. Этого количества угля достаточно как для обеспечения потребителей страны, так и для поддержания высокого экспортного потенциала. На сегодняшний день Кузбасс добывает 55,8 % российского угля и 83,3 % — наиболее ценных коксующихся марок для металлургов. 39 %
всей производимой угольной продукции направляется на экспорт. Это — более 80 % общероссийского экспорта угля. В результате Россия вышла по экспорту угля на пятое место в мире, а по энергетическим углям — на третье место.
Таким образом, конечная цель структурной перестройки угольной отрасли полностью достигнута: она стала частной, мобильной, самоокупаемой, рентабельной, эффективной.
Однако, несмотря на проведенную совместно с правительством, министерствами, ведомствами масштабную работу, угледобывающая отрасль продолжает оставаться сложной и для собственников, и для государства.
Сегодня добывающие мощности значительно превосходят спрос на продукцию угольщиков. На внутреннем рынке спрос не растет, потому что энергетики продолжают ориентироваться на газ и гидроэнергию. На внешнем рынке спрос на уголь слишком колеблется. Только за последний год цена на него упала более чем на треть. Это усугубляется также удаленностью кузбасского угля от морских портов, ростом железнодорожных тарифов, так, увеличение железнодорожных тарифов на его перевозку в России за истекший год составило в среднем 18,6 %.
Поэтому при благополучном положении в самой угольной отрасли сохранение ее конкурентоспособности выходит на первый план. Прежде всего — на внешних рынках.
В целях обеспечения конкурентоспособности отечественной угольной отрасли на внутреннем и внешнем рынках А. Г. Тулеев предложил:
— поручить Минпромэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, администрацией Кемеровской области разработать предложения по комплексу мер государственной поддержки угольной отрасли, направленных на обеспечение ее конкурентоспособности, и представить их в Правительство РФ;
— Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, администрацией Кемеровской области, ОАО «РЖД» разработать предложения по дальнейшему развитию магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в целях устойчивого обеспечения возрастающих объемов перевозок угля на внутренний и внешнеторговые рынки и доложить в Правительство РФ;
— ФСТ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, ОАО «РЖД» рассмотреть вопрос о целесообразности корректировки тарифной политики на железнодорожные перевозки угля с учетом гибкого тарифного регулирования этих перевозок, учитывающего изменение ценовой конъюнктуры на внутреннем и внешнеторговых рынках и направленного на сохранение уровня транспортной составляющей в цене поставляемого угля, и доложить предложения в Правительство РФ.
Следующая серьезная проблема — увеличение доли угля в топливно-энергетическом балансе. На протяжении трех лет внутреннее потребление энергетического угля в России не растет. И главным препятствием расширения внутреннего рынка угля является межтопливная конкуренция с природным газом. Правительство России, когда принимало (август 2003 г.) «Энергетическую стратегию России», четко декларировало: такая ситуация — ненормальна. Долю газа в топливном балансе страны надо снижать, а долю угля — увеличивать. Однако получилось наоборот. В энергобалансе РАО «ЕЭС России» доля угля сократилась с 30 % в 2000 г. до 26 % в 2004 г., а доля газа возросла — с 64 до 71 %. Такая же ситуация сохранилась и в 2005 г.
В то же время во всех экономически развитых странах доля угля в выработке электроэнергии неуклонно растет. На практике доказано, что цены на тепло и электроэнергию стабильны в тех странах, где доля угля в выработке электроэнергии находится на уровне не менее По мнению губернатора, необходимо разработать целевую программу по проектированию и строительству в России и Кузбассе новых электростанций с прогрессивными технологиями сжигания качественного угля. Но строительство таких станций потребует больших инвестиций. Поэтому губернатор обратился с просьбой к Правительству РФ оказать помощь потенциальным инвесторам в получении кредитов, а для их быстрого возврата — разработать механизм хотя бы частичного погашения процентных ставок за пользование этими кредитами за счет средств федерального бюд Также необходимо продолжить работы по подземной газификации угля, когда уголь сжигается непосредственно под землей, а полученный газ направляется на выработку тепла и электроэнергии.
Губернатор предложил Минпромэнерго России поддержать предложение о создании в Кемеровской области технопарка по разработке и внедрению теплогазификационных станций, совершенствованию и внедрению технологии подземной газификации.
Еще одно предложение — из 56 газоугольных электростанций, которые есть сегодня в России, 27 перевести полностью на уголь. На этих станциях сохранилась инфраструктура для приемки и сжигания угля. Для того чтобы перевести эти станции на уголь, не нужно много времени. Нужна просто политическая воля. Возврат этих станций на твердое топливо потребует около 1 млрд дол.
США инвестиций и обеспечит высвобождение свыше 27 млрд куб. м газа.
Его реализация на экспорт может дать прибавку в бюджет «Газпрома» до 5,4 млрд дол. США и увеличить добычу и поставку угля почти на 30 млн т.
Очень важным является вопрос расширения энергосетей в другие регионы страны. Транспорт электроэнергии обходится значительно дешевле, чем транспорт угля. Например, тариф на передачу электроэнергии по сетям Федеральной сетевой компании составляет менее 4 коп. за киловатт. А транспортировка одной тонны угля для производства соответствующего киловатта обходится в Еще один вопрос был поднят на совещании — приостановить выдачу лицензий на недропользование для строительства новых угледобывающих предприятий. Как известно, в 2005 г.
добыча угля доведена до оптимального уровня. Дальше увеличивать объемы становится небезопасно с экологической точки зрения.
Не остались без внимания и острейшие социальные проблемы Кузбасса.
Одна из них — ликвидация последствий закрытия шахт. За 11-летний период (1994-2005 гг.) на закрытие шахт из федерального бюджета было выделено 10,7 млрд руб., из 22,2 млрд руб., предусмотренных обязательствами государства, или 48,2 %. Эти средства пошли в основном на выполнение технических работ (засыпка горных выработок, выходящих на поверхность, снос зданий и сооружений, засыпка провалов и т. д.).
Остальные 11,5 млрд руб. Кузбасс до сих пор не получил. Эти деньги должны пойти на проведение рекультивации земель, нарушенных горными работами, приобретение жилья взамен ветхого, реконструкцию социальной инфраструктуры (котельные, водоводы, дороги, соцкультобъекты).
По-прежнему одной из острейших проблем угольной отрасли остается безопасность шахтерского труда. В Кузбассе немало делается для решения этого вопроса совместно с собственниками угольных предприятий, федеральными структурами, научно-исследовательскими и проектными институтами.
В этом году в решение данной проблемы будет вложено более 4,5 млрд руб.
(в 2005 г. — 2,5 млрд руб.). Главный инструмент снижения аварийности — это новая техника и новые технологические решения. В связи с этим представляется целесообразным на уровне правительства рассмотреть возможность освобождения от импортных пошлин нового зарубежного оборудования, которое идет на угольные предприятия.
Также губернатором был затронут вопрос о пенсиях шахтерам. К сожалению, действующее Законодательство по пенсионному обеспечению (с 2002 г.)
не учитывает разницы между тяжелым и опасным трудом шахтеров и трудом работников других отраслей. С целью поднятия престижа шахтерского труда необходимо, чтобы Правительство РФ поддержало проект Федерального закона об увеличении базовой пенсии шахтерам, разработанный депутатами Госдумы от Кузбасса и Советом народных депутатов Кемеровской области.
Угольная промышленность нуждается в четкой государственной политике.
Выступая за «понятную, экономически обоснованную политику» и «даже индивидуальную программу развития угольной отрасли», А. Г. Тулеев предложил разработать и утвердить в Правительстве национальную Программу развития угольной отрасли до 2020 г., а для подготовки предложений правительству по разработке программы — создать рабочую группу с участием администраций угледобывающих регионов и собственников угольных предприятий.
В обсуждении приняли участие заместитель министра промышленности и энергетики России А. В. Дементьев (доклад представлен ниже), руководители угольных компаний региона.
¦ Итоги совещания подвел Председатель Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадков.
Он заявил, что для поддержки и увеличения рентабельности отрасли и наращивания экспорта угля нужны дополнительные усилия как производителей (снижение издержек), так и государства (господдержка, снятие ограничений, развитие инфраструктуры, тарифная политика).
По словам М. Е. Фрадкова, государство и бизнес должны приложить усилия, чтобы поддержать на прежнем уровне объем экспорта российского угля и даже несколько его увеличить. При этом необходимы также усилия государства, в частности информационная, дипломатическая поддержка, меры в области тарифной политики. «Этот комплекс мер будет предметом действий государства и бизнеса на экспортном направлении», — сказал глава правительства.
Минпромэнерго и МЭРТ РФ представят предложения по развитию энергетики России до 2020 г. к третьему кварталу 2006 г., сообщил М. Е. Фрадков. По его словам, в документе будут учтены предложения представителей угольной отрасли России. В частности, те, которые коснутся угольщиков «при проведении инвестиционной и тарифной политики РАО «ЕЭС России» и «РЖД».
Председатель Правительства РФ считает, что долю угля в топливно-энергетическом балансе страны надо увеличивать, как и его экспорт из России. Уголь должен «занять достойное место» в этом балансе, заявил М. Е. Фрадков.
¦ В результате работы совещания принят протокол, который в конце февраля 2006 г. подписал Председатель Правительства России М. Е. Фрадков.
В протоколе Председатель Правительства РФ дал ряд поручений министерствам и ведомствам. Так, Минпромэнерго России (В. Б. Христенко) и Минфину России (А. Л. Кудрину) поручено разработать и в двухмесячный срок представить в Правительство Российской Федерации комплекс мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России, с уточнением финансирования этих мероприятий по годам и направлениям финансирования.
Минпромэнерго России (В. Б. Христенко) совместно с РАО «ЕЭС России» и угольными компаниями поручено подготовить предложения по повышению доли угля, используемого на электростанциях России, как за счет реконструкции действующих, так и строительства новых станций на угольном топливе. При этом приняты к сведению предложения угольных компаний ОАО УК «Кузбассразрезуголь» и ОАО «СУЭК» о готовности принять участие в финансировании работ, связанных с реконструкцией действующих электростанций. О результатах необходимо доложить на заседании Правительства РФ в июне 2006 г.
Свои предложения по развитию угольной промышленности страны должны представить в Правительство РФ также Минэкономразвития России (Г. О. Греф), Минтранс России (И. Е. Левитин), Минздравсоцразвития (М. Ю. Зурабов) и другие министерства и ведомства в срок не позднее III квартала 2006 г.
Осенью запланировано провести в Москве специальное заседание кабинета Правительства Российской Федерации, на котором будет утверждена Программа развития угольной отрасли страны до 2020 г.