Прошедший 2005 г. стал серьезным испытанием для экспортеров угля



Предыдущая | Следующая

 

Прошедший 2005 г. стал серьезным испытанием для экспортеров угля, особенно энергетического. После небывалого скачка цен, наблюдавшегося в 2004 г., началась их стабилизация, а затем и вполне ожидаемое снижение. Это происходило на фоне достаточно низкой активности покупателей в Европе и продолжающегося роста спроса на энергетический уголь на азиатском рынке. Несколько компенсировать потери угольщиков позволило снижение морского фрахта, но тем не менее цены на условиях ФОБ для основных поставщиков снизились на 15-30 %.
Для многих экспортеров снижение цен на энергетические угли стало неожиданностью. Действительно, цены на нефть и природный газ продолжают оставаться на очень высоком уровне, а цены на энергетический уголь вдруг начали падать. На самом деле в этом ярчайшим образом проявилась основная особенность мирового угольного рынка, а именно – наличие реальной конкуренции между поставщиками.
Высокий уровень цен, наблюдавшийся в 2004 г., повысил привлекательность угольного бизнеса и вызвал большой приток инвестиций в угольную отрасль. В результате на рынке сформировалась ситуация, аналогичная той, что наблюдалась летом 2002 г., когда предложение превысило спрос и цены снизились до уровня 26 $/т (дол. США за тонну) на условиях СИФ. Конечно, в 2005 г.,
несмотря на снижение цены на энергетический уголь остаются на гораздо более высоком уровне – 50-52 $/т – по сравнению с тем, что наблюдалось в 2002 г. Однако с учетом снижения реальной покупательной способности доллара ситуация достаточно схожая.
На рынке коксующихся углей ситуация в 2005 г. складывалась несколько иначе. Ограниченное предложение углей особо ценных марок, а главное – согласованная маркетинговая стратегия крупнейших мировых экспортеров коксующихся углей привели к тому, что несмотря на снижение цен на сталь и кокс цены на коксующийся уголь стабилизировались на достигнутом уровне в 100110 $/т. При этом сами потребители не считают такие цены необоснованными, что позволяет надеяться на сохранение этого уровня в течение 2006-2007 гг.
Какое же влияние оказали процессы, протекающие на мировом рынке на развитие российского угольного экспорта? По итогам 10 мес. 2005 г. экспорт угля из Российской Федерации по данным ЦДУ ТЭК составил 63,9 млн т, что на 450 тыс. т больше, чем за соответствующий период прошлого года. Казалось бы, негативная ценовая конъюнктура не отразилась на российских поставщиках.
Однако цены на российские энергетические угли с начала года снизились на 13 $/т или 22 %. При этом снижение цен происходило на фоне увеличения портовых ставок и транспортных тарифов как внутри страны, так и в Прибалтике. По оценкам экспертов ИНКРУ, прибыльность угольного бизнеса снизилась не менее, чем на 40 % и достигла порога рентабельности. Эти оценки подтверждают неоднократные выступления руководителей российских угледобывающих компаний на различных мировых форумах.
В столь негативных условиях сохранение объемов российского экспорта на достигнутом уровне объясняется действием договоров, заключенных еще в прошлом году или начале 2005 г., а также невозможностью переключить экспортные потоки на внутренний рынок.
Сейчас компании предпочитают работать на уровне нулевой рентабельности, но сохранять добычу и производство. Если период низких цен продолжится, то следует ожидать существенного снижения российского угольного экспорта в первом-втором кварталах 2006 г.,
когда старые контракты закончатся, а новые на таком ценовом уровне заключаться не будут. В этой ситуации неизбежно начнется новая волна закрытия нерентабельных шахт и разрезов и прежде всего в Кузбассе, который больше других угледобывающих бассейнов России зависит от экспортных поставок.
Перспективы дальнейшего развития российского угольного экспорта определяются в основном следующими обстоятельствами:
• уровнем мировых цен на уголь;
• возможностями наращивания добычи угля экспортного качества;
• темпами и параметрами развития портово-транспортной инфраструктуры;
• тарифной политикой на транспорте.
Как уже отмечалось, низкий уровень цен на энергетические угли на мировом рынке может продержаться до второго квартала 2006 г. и даже дольше. При благоприятном для угольных компаний развитии ситуации низкие температуры и большое количество снега может вызвать рост спроса на уголь в Европе уже в январефеврале 2006 г., но даже в этом случае цены лишь стабилизируются, но не вернутся на уровень 80 $/т.
В более отдаленной перспективе можно ожидать, что новым равновесным уровнем для рынка энергетических углей будет отметка в 50-60 $/т на условиях СИФ АРА.
Некоторые угледобывающие компании более пессимистичны и готовятся уже к продаже угля по 30 $/т на условиях ФОБ. Однако столь низкие цены приведут к тому, что предложение угля снизится, и в условиях высоких цен на нефть и газ цены на уголь вновь станут расти. Кроме того, дальнейшему снижению цен будет препятствовать рост издержек в угледобыче, связанный с ухудшением горно-геологических условий, необходимостью вкладывать огромные средства в развитие инфраструктуры и т. д.
Дальнейшее развитие угольного экспорта из России связано с постоянным повышением качества товарной продукции. В условиях огромных расстояний транспортировки и недостатка портовых мощностей возить на экспорт породу становится непозволительной роскошью. В то же время высококачественные концентраты коксующихся и энергетических углей, а также сортовые угли представляют собой особый сегмент угольного рынка и дают дополнительный запас прочности на случай ухудшения ценовой конъюнктуры и роста транспортных затрат. В этой связи улучшение качества – это основная возможность для российских экспортеров сохранить свои позиции на мировом рынке. Ярким примером этого служат успехи российских экспортеров в Великобритании, где Россия вышла на первое место по объемам продаж, опередив южноафриканских поставщиков благодаря низкому содержанию серы, низкой зольности и высокой калорийности поставляемых углей.
Благоприятным результатом периода высоких цен стал резкий рывок в развитии портово-транспортной инфраструктуры, традиционно являющейся “больным” местом практически всех ведущих мировых экспортеров угля, в том числе и России. В 2005 г. недостаток портовых мощностей перестал сдерживать развитие российского угольного экспорта, особенно на Балтике.
За 10 мес. 2005 г. через порты России, Украины и стран Балтии было экспортировано 53,5 млн т угля, что на 3,5 млн т или 7 % больше, чем за аналогичный период 2004 г. Указанный прирост был обеспечен за счет Северо-Западного направления поставок, экспорт угля по которому увеличился на 4,5 млн т или 17 %. В то же время экспорт по южному направлению сократился на 385 тыс. т или 3,5 %, а по дальневосточному – на 645 тыс. т или 5 %.
Необходимо отметить, что наращивание экспорта по Северо-Западному направлению в 2005 г. осуществлялось не только за счет портов стран Балтии, перевалка угля через которые возросла на 2,8 млн т или 21 %, но и за счет развития российских портов прежде всего, Мурманска, перевалка угля через который увеличилась на 1,6 млн т или 22 %.
Особо следует отметить, что в 2005 г. наблюдалось перенаправление части экспортных поставок российского угля из портов стран Балтии в российские порты. Причиной этого стали слишком высокие транзитные платежи и ставки за перевалку в балтийских портах. Помимо всего прочего, такое перераспределение поставок говорит еще и том, что теперь угольщики уже начинают выбирать, через какие порты им выгоднее всего поставлять свой уголь. Это, безусловно, будет способствовать повышению эффективности работы портово-транспортной инфраструктуры и снижению портовой составляющей в цене экспортного угля.
Уже неоднократно отмечалось, что перевозка угля в России на экспорт осуществляется на очень большие расстояния. Даже при условии применения спецставок затраты на транспорт угля из мест его добычи до морских портов составляют уже более 20 $/т. В начале 2006 г. ожидается очередное повышение тарифов, что при сохранении низких цен на мировых рынках сделает экспорт российского угля убыточным. В прессе и научных кругах неоднократно обсуждались проекты по переходу на гибкое тарифообразование при экспортных перевозках угля, но пока все благие пожелания остаются лишь на бумаге. Вместе с тем, если в ближайшее время этот вопрос не решится, то российские угли станут неконкурентоспособными на мировом рынке, и экспорт угля из Кузбасса и Восточной Сибири сократится до минимума.
Тем самым железнодорожники будут ежегодно терять около 50-60 млн т грузооборота.
Говоря о перспективах российского экспорта, нельзя не упомянуть о тех странах, поставки угля в которые могут быть увеличены уже в ближайшие годы. Среди стран СНГ это прежде всего Украина, которая, безусловно, увеличит использование угля в энергетике после перехода на оплату российского газа по мировым ценам. Решить проблему изменения топливного баланса лишь за счет развития собственной угледобывающей промышленности Украина не сможет, а значит, потребуется наращивание экспорта энергетических углей из России. Кроме того, традиционно высоким будет спрос Украины на коксующиеся угли, однако при этом будут постоянно возрастать требования к качеству поставляемой продукции.
В Европе можно ожидать дальнейшее увеличение поставок российского угля в Великобританию, страны Скандинавии, Италию и Испанию. При этом основным преимуществом российских углей будет низкое содержание серы (по сравнению с углями из ЮАР) и высокая калорийность (по сравнению с углями из Индонезии).
Однако наращивание экспортных поставок в Европу будет возможно лишь при условии стабилизации и улучшения конъюнктуры угольного рынка, а также решения проблемы снижения издержек по всей цепочке: от добычи угля до перевалки его в морских портах.
В Азии традиционно высоким будет спрос на российские угли со стороны Японии, Южной Кореи и Тайваня.
Кроме того, все большее развитие будет получать экспорт угля в Индию, особенно коксующегося. Вместе с тем как и на европейском рынке, существенное наращивание поставок российских углей будет невозможным без решения проблемы снижения экспортных издержек.
В противном случае российские угли, прежде всего энергетические, не смогут конкурировать на азиатском рынке с индонезийскими, китайскими и австралийскими поставщиками.
Подводя итоги, можно сказать, что в России есть возможности нарастить добычу; есть определенные заделы, позволяющие расширить пропускную способность портов; есть возможность решения проблемы роста железнодорожных тарифов. Таким образом, основным фактором неопределенности для российских угледобывающих компаний является уровень мировых цен на уголь. От их динамики во многом будет зависеть развитие российского угольного экспорта в 2006-2007 гг.