по определению удельной нормативной стоимости создания новых рабочих мест



Предыдущая | Следующая

 

по определению удельной нормативной стоимости создания новых рабочих мест в различных секторах экономики углепромышленных территорий На современном этапе завершения мероприятий по реструктуризации угольной промышленности России и соответствующих структурных преобразований экономики шахтерских городов и поселков в условиях постоянного дефицита инвестиций одним из сдерживающих факторов эффективного управления многоаспектным процессом реализации муниципальных программ местного развития и обеспечения занятости населения является отсутствие научно обоснованной нормативной базы по определению укрупненных удельных нормативов стоимости создания новых рабочих мест в различных секторах экономики. Поэтому важнейшим компонентом исследований в области экономического обоснования эффективного использования действующих и создания новых рабочих мест на углепромышленных территориях является разработка методических рекомендаций по укрупненному определению проектной (сметной) и оценке фактической стоимости одного рабочего места (в том числе за счет средств федерального бюджета) в различных секторах экономики.
Проектная (сметная) стоимость одного рабочего места должна рассматриваться, по нашему мнению, как общественно необходимая стоимость рабочего места, которая фиксируется в нормативно-технологических требованиях (проектно-сметной документации) к созданию новых и функционированию действующих рабочих мест, заложенных в соответствующий проект развивающегося объекта, учитывающего все его стадии — предпроектную, проектную, создание (новое строительство, расширение, техническое перевооружение), функционирование и выбытие.
Правомерно вести речь о проектной (сметной) стоимости создания одного рабочего места на конкретном предприятии, которая укрупненно определяется как отношение сметной стоимости проекта к проектному количеству рабочих мест, соответствующему проектной мощности предприятия.
Инвестиционные проекты в рамках муниципальных программ местного развития по созданию новых рабочих мест финансируются из разных источников (средств федерального бюджета, собственных средств исполнителей проектов или привлеченных средств) и, как правило, в течение двух-трех лет с выделением очередей или пусковых комплексов со сроком ввода мощностей не более 12 месяцев. Естественно, что в этом случае справедливо говорить о фактических удельных затратах на создание одного рабочего места, которые в процессе реализации проекта на разных его стадиях могут существенно отличаться от проектной (сметной) стоимости, которая должна быть достигнута только при освоении всей сметной стоимости и вводе предусмотренных проектом мощностей и рабочих мест.
Определение удельной нормативной стоимости рабочего места является актуальной задачей, решение которой во многом имеет определяющее значение для плановой, проектной и инвестиционной деятельности при формировании и реализации муниципальных программ местного развития по созданию новых рабочих мест в секторах экономики, альтернативных угольной отрасли.
Представляется целесообразным разграничить понятия затрат (инвестиций) на создание рабочего места и текущих эксплуатационных расходов на содержание (использование) рабочего места.
Каждое создаваемое рабочее место требует соответствующего материального воплощения, которое, по нашему мнению, наиболее полно отражает сводная ведомость инвестиционных издержек.
Для каждого инвестиционного проекта удельные затраты на создание одного рабочего места предлагается определять по следующей формуле:
где Кофt — стоимость основных фондов предприятий, вводимых в tй год строительства, тыс. руб. При этом отличие от активной части основных фондов (машин и оборудования) некоторая стоимость пассивной части (производственных зданий и сооружений) не обязательно входит в сводную ведомость инвестиционных издержек.
Это имеет место в случае, если при создании новых рабочих мест используются существующие здания и сооружения (что заставляет учитывать их остаточную стоимость). Таким образом, общую стоимость основных производственных фондов (определяющую амортизационные отчисления при функционировании рабочих Tc мест) составляют сумма затрат плюс остаточная стоиt?1 мость используемых основных фондов;
Кoc — оборотные средства (оборотный капитал), определяемые стартовой потребностью предприятия в создании производственных запасов (материалов, комплектующих изделий, запасных частей и др.), в наличных денежных средствах и других текущих активах, тыс. руб. При этом согласно «Методическим рекомендациям по разработке предпроектной и проектной документации на создание новых рабочих мест в рамках программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов (поселков)» 1* затраты на оборотные средства определяются как сумма средств, необходимых для начала нормальной производствен Методические рекомендации по разработке предпроектной и проектной документации по созданию новых рабочих мест в рамках программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов (поселков) / Под общ. ред. А. А. Рожкова. — ГУ «Соцуголь», М., 2001.
ной деятельности после окончания строительства предприятия, и средств, необходимых для обеспечения прироста оборотных средств в процессе дальнейшей эксплуатации предприятия. Оборотные средства определяются укрупненно:
— для нового предприятия, исходя из двухнедельной, месячной или квартальной величины материальных затрат первого года эксплуатации предприятия, исходя из технологического цикла производства;
— для реконструкции, расширения, технического перевооружения действующего предприятия — исходя из разницы между материальными затратами до реализации проекта и необходимыми материальными затратами первого года реализации проекта);
Кз — затраты на приобретение земельного участка (или прав на его использование) и подготовку территории строительства, тыс. руб.;
Кмt — затраты на приобретение, монтаж и доставку машин и оборудования в t-й год строительства (реализации проекта), тыс. руб.;
Ксt — затраты на строительство производственных зданий и сооружений в t-й год строительства (реализации проекта), тыс. руб.;
Кна — стоимость приобретения необходимых нематериальных активов (лицензий, патентов, ноу-хау и пр.), тыс. руб.;
Кпр — затраты на предпроектные и проектно-изыскательские работы (включая затраты на экспертизу и согласование документации), непредвиденные расходы и прочие затраты, тыс. руб.;
Тс — продолжительность реализации инвестиционного проекта, лет;
Рt — количество рабочих мест, создаваемых в t-й год реализации инвестиционного проекта.
За период 1998-2005 гг. в шахтерских городах и поселках при строительстве новых, расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий в различных секторах экономики и отраслях промышленности в общей сложности реализовано около 1 500 инвестиционных проектов с долевым бюджетным финансированием (государственная поддержка угольной промышленности и субвенции на реализацию программ местного развития). При этом максимальное количество проектов было реализовано в пищевой промышленности, в промышленности строительных материалов, в секторе оказания услуг населению, а также в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
На основе сформированной в ГУ «Соцуголь» за период 19982005 гг. достаточно представительной базы данных с технико-экономическими показателями инвестиционных проектов (обоснований инвестиций) строительства (расширения, реконструкции, технического перевооружения) предприятий в различных секторах экономики, финансируемых с долевым участием средств федерального бюджета в рамках реализации программ местного развития, укрупненная удельная нормативная стоимость создания одного рабочего места может быть рассчитана следующим образом:
? K удij Z H?? i , тыс. руб.,
? Пij i где Zj Н — удельная нормативная стоимость создания одного рабочего места для предприятия в j-м секторе экономики, тыс. руб.;
Кудij — расчетные удельные затраты на создание одного рабочего места по i-му инвестиционному проекту в j- м секторе экономики, тыс. руб.;
? Пij — совокупность инвестиционных проектов i, реализуемых i в j-м секторе экономики.
Заметим, что включаемые в расчет Zj Н удельные затраты на создание одного рабочего места по совокупности проектов в конкретных секторах экономики должны быть измерены в одинаковом уровне цен. При этом среднегодовые темпы роста стоимости ввода рабочих мест допустимо принять равными соответствующим индексам-дефляторам, используемым при оценке стоимости строительства объектов.
Вполне очевидно, что нормативная стоимость создания одного рабочего места может быть определена лишь при достаточно обоснованной дифференциации инвестиционных проектов и производств по ряду наиболее характерных признаков.
Следует отметить, что на отдельные виды новых производств нецелесообразно устанавливать нормативы удельных капитальных вложений для оценки стоимости создаваемых новых рабочих мест из-за ограниченного числа таких производств и объектов.
Основными факторами, определяющими величину удельных затрат на создание одного рабочего места, по нашему мнению, следует считать следующие.
1. Вид производства (деятельности).
2. Масштаб производства.
3. Район размещения.
4. Виды строительства.
5. Использование существующих зданий, сооружений, инфраструктуры. Данный фактор существенно влияет на общую величину необходимых инвестиций в реализацию проекта и, следовательно, на величину удельных затрат по созданию одного рабочего места. Представляется возможным выделять группы предприятий по соотношению, учитывающему полные инвестиционные издержки на создание основных производственных фондов ФН и стоимость используемых (имеющихся) производственных фондов ФД:
?? .
ФН?? ФД При этом особо следует учитывать использование основных фондов ликвидируемых организаций угольной промышленности, в частности зданий и сооружений комплексов поверхности шахт.
6. Обоснованный выбор производителей основного технологического оборудования (отечественных либо зарубежных), от которого не только существенно зависит величина удельных затрат на создание одного рабочего места, но и виды, объемы и стоимости некоторых потребляемых ресурсов на единицу продукции.
Рассмотренные факторы и градация по уровням каждого из них подлежат уточнению в процессе экспериментальных расчетов.
Однако такой подход позволяет сформировать контуры базовой адаптирующейся модели сопоставительной оценки инвестиционных проектов по уровню удельных затрат на создание одного рабочего места.
Введем следующие обозначения:
Zi — фактическая величина удельных затрат на создание одного рабочего места по i—му объекту, тыс. руб.;
m — количество объектов в группе, проекты которых подвергаются анализу;
Z Zср???? i — среднее значение удельных затрат по группе объектов, тыс. руб.;
Еср — средняя оценка характера и условий реализации любого инвестиционного проекта (определяемая суммированием средних баллов каждого из вышеназванных факторов);
Еi — оценка характера и условий реализации конкретного i—го проекта.
С учетом указанных параметров легко определить условно нормируемую величину удельных затрат по любому i—му проекту:
Z H?? E i , тыс. руб.
Ecp Тогда становится возможным рассчитать сопоставительную оценку качества любого (из числа рассматриваемых) проекта по уровню удельных затрат на создание одного рабочего места:
> max .
Zi Очевидными преимуществами такого подхода являются возможность избежать денежных оценок и ослабить влияние уровня цен. После расчетов по некоторой группе объектов каждый новый объект будет дополнять и уточнять оценки в рамках адаптирующейся модели.
Важно подчеркнуть, что в случае определения удельной нормативной стоимости рабочего места (дифференцированной по наиболее характерным признакам объектов инвестирования) открывается возможность для научно обоснованного выбора наиболее эффективных направлений (проектов) с точки зрения использования средств федерального бюджета в форме субвенций (субсидий) на завершение мероприятий по созданию новых рабочих мест и строительству (реконструкции) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации «Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» на завершающем этапе реструктуризации угольной промышленности.