участники Международного Форума «Энергетика и уголь России»



Предыдущая | Следующая

 

Подробно обсудив вопросы, связанные с тенденциями, прогнозом и развитием международного сотрудничества в области угля, участники Международного Форума «Энергетика и уголь России» отмечают следующее:
1. Реализация государственной программы реструктуризации российской угольной промышленности и проведенная крупномасштабная приватизация, позволившая передать большинство угледобывающих предприятий эффективным частным инвесторам, обеспечили стабилизацию положения в отрасли.
2. В российской угледобывающей промышленности за счет ассигнований частных инвесторов начался активный инвестиционный процесс, имеющий целью обеспечить техническую и технологическую модернизацию отрасли, улучшение качественных характеристик угольной продукции, повышение производительности и безопасности труда, развитие транспортной инфраструктуры.
3. Эффективная экспортная политика российских угледобывающих компаний позволила значительно укрепить позиции России на мировом рынке твердого топлива.
Тем не менее угольная промышленность остается в сложном положении по ряду причин:
1. Рост объемов производства в отрасли достигнут в основном за счет увеличения экспортных поставок на фоне краткосрочной, благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, которая в настоящее время изменилась. В 2005 г. цены на энергетический уголь снизились почти на треть, при этом Федеральная служба по тарифам устанавливает повышенные тарифы на перевозку угля и планирует дальнейшее их повышение. Соответствующий рост цен на российский уголь для конечного потребителя резко ограничивает рынки сбыта российского угля, что наносит серьезный ущерб не только угольным компаниям, но и всей экономике страны.
2. Положения Энергетической стратегии России не реализуются в части увеличения доли угля в топливном балансе страны, и прежде всего по причине неконкурентоспособности угольной продукции из-за низких директивно устанавливаемых цен на газ, используемый электростанциями России. В результате доля угольной генерации и емкость российского рынка угля остаются неоправданно малыми, не обеспечивается энергетическая безопасность страны.
3. Несмотря на достигнутый после приватизации отрасли прогресс, производительность труда в российской угольной промышленности серьезно отстает от уровня мировых лидеров.
Отсутствие государственных программ переподготовки и трудоустройства специалистов в случае сокращения избыточной численности персонала на предприятиях угольной отрасли тормозит реализацию инвестиционных программ, направленных на техникотехнологические инновации и повышение производительности труда.
Сохранение подобного положения вещей не дает оснований рассчитывать на долгосрочное, устойчивое развитие угольной промышленности в интересах российской экономики и обеспечения энергетической безопасности страны.
В то же время крупные российские угольные компании разрабатывают и готовы осуществлять новые крупные проекты, которые при надлежащей государственной поддержке могут обеспечить как существенное расширение внутреннего рынка угля, так и укрепление позиций России в качестве углеэкспортера на мировом рынке. При этом развитие угольной генерации, прежде всего в регионах Сибири и Дальнего Востока, способно стать серьезным мультипликатором экономического роста, стимулировать улучшение структуры экономики и создать долгосрочные предпосылки для повышения благосостояния сотен тысяч работников и их семей.
В этой связи участники Международного Форума «Энергетика и уголь России» считают необходимым обратить внимание руководства страны на следующие важные направления государственного регулирования в сфере энергетики:
1. При корректировке Энергетической стратегии России целесообразна разработка детализированной программы мероприятий по созданию условий для устойчивого и эффективного развития угольной энергетики в России. Основой корректировки должны стать такие очевидные обстоятельства, как:
• убедительно подтверждаемый расчетами значительный положительный эффект для российской экономики в целом, достигающийся в результате развития угольной энергетики;
• обеспечение опережающего роста потребления угля на тепловых электростанциях в результате ликвидации диспропорций между ценами на основные энергоносители — газ и уголь;
• необходимость развития экологически чистых технологий сжигания угля как условие роста его потребления тепловыми электростанциями и другими промышленными объектами;
• необходимость приближения качественных характеристик угольного топлива к мировым стандартам.
2. Для гармоничного развития рынка энергоресурсов в России необходимо скорейшее принятие мер по формированию условий для эффективной межтопливной конкуренции, нормализации структуры топливного баланса страны.
3. Для сохранения позиций России на мировом рынке твердого топлива, укрепления ее репутации как надежного поставщика энергоресурсов, играющего ключевую роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности, необходима выработка гибкой тарифной политики (приемлемой как для государства, так и для производителей и перевозчиков угля), которая позволяла бы:
• осуществлять поставки угля на экспорт даже при неблагоприятной конъюнктуре рынка;
• эффективно использовать прибыль, полученную от экспорта угля;
• перейти к долгосрочному планированию экспортных поставок угля.
Участники Международного Форума выражают надежду, что настоящие рекомендации будут учтены при проведении государственной политики, проводимой в рамках поставленной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным задачи по достижению лидерства России в мировой энергетике.
Рекомендации направлены в соответствующие федеральные и региональные органы государственной