Основные итоги деятельности Государственного учреждения



Предыдущая | Следующая

 

Основные итоги деятельности Государственного учреждения по координации программ местного развития и решению социальных проблем, вызванных реструктуризацией предприятий угольной промышленности (ГУ «Соцуголь») за 2005 г., анализируются с учетом изменений порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и нормативно-правовой базы государственного регулирования и финансирования реструктуризации угольной промышленности.
Во исполнение Федерального закона от 20.06.1996 № 81ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) принято постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования», которым определен перечень мероприятий по ликвидации организаций угольной промышленности и социальной поддержке работников, увольняемых в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Во исполнение данного постановления, приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 04.04.2005 № 76 «О порядке финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» определен порядок финансирования мероприятий по ликвидации организаций угольной промышленности, который регламентирует правила и условия финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральное агентство по энергетике. Распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Федеральным агентством по энергетике в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год. Финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
Социальная защита высвобожденных работников В 2005 г. на социальную защиту высвобожденных и высвобождаемых работников в результате реструктуризации угольной промышленности выделено из средств федерального бюджета 1 092,5 млн руб. Практически полностью эти средства были направлены на обеспечение бесплатным (пайковым) углем для бытовых нужд категорий лиц, имеющих на это право, 515,6 млн руб. (47,2 %) и дополнительное пенсионное обеспечение — 550 млн руб. (50,3 %). На выходные пособия и другие компенсационные выплаты было направлено 26,2 млн руб. и погашение задолженности по заработной плате — 0,7 млн руб.
Выделенные на социальную защиту средства позволили обеспечить пайковым углем 61,7 тыс. чел., установить дополнительные (негосударственные) пенсии 10,1 тыс. пенсионерам и увеличить размер дополнительной пенсии 10,9 тыс.
пенсионерам, выплатить причитающиеся при увольнении суммы высвобожденным с ликвидируемых организаций 80 работникам.
В 2005 г. продолжалась работа по покрытию непредвиденных затрат на погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности. При этом указанные средства выделялись для погашения задолженности по возмещению вреда, образовавшейся за период до выполнения этих функций Фондом социального страхования Российской Федерации, а по компенсации морального вреда за весь период. Всего за 2005 г. было перечислено на эти цели 2,1 млн руб., в основном на компенсацию морального вреда для 167 пострадавших работников ликвидируемых организаций.
Более подробно остановимся на вопросах обеспечения бесплатным (пайковым) углем для бытовых нужд. Основные количественные показатели обеспечения этим углем в 2005 г.
пенсионеров и других категорий лиц, проживающих в угольных регионах, имеющих право на его получение в соответствии с законодательством Российской Федерации, приведены в общей подборке материалов этого номера журнала, посвященных итогам деятельности ГУ «Соцуголь». Кратко остановимся на анализе основных изменений в нормативной базе, регламентирующей порядок и условия обеспечения этим видом топлива.
С принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ с 1 января 2005 г. внесены изменения в Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ, согласно которым при ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей бесплатный пайковый уголь предоставляется следующим категориям лиц, если они проживают в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением и пользовались этим правом до ликвидации:
семьям погибших (умерших) работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей при исполнении ими своих трудовых обязанностей, если жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семей этих работников получают пенсию по случаю потери кормильца;
пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет на шахтах (разрезах), в подразделениях военизированных аварийноспасательных частей, пенсии которым назначены в связи с работой в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и подразделениях военизированных аварийноспасательных частей;
вдовам (вдовцам) бывших работников организаций;
инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004
№ 122-ФЗ потребовалось произвести корректировку списков получателей бесплатного пайкового угля и внести изменения в Методику определения норм выдачи бесплатного (пайкового) угля пенсионерам и другим категориям лиц, проживающим в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением и имеющим право на его получение в соответствии с законодательством Российской Федерации, которая действовала в 2004-2005 гг.
В результате внесенных изменений в законодательство было исключено 22,2 тыс. чел., в том числе 20,4 тыс. чел. льготных категорий лиц, проживающих в домах с центральным отоплением, а также 1,5 тыс. чел., не имеющих десятилетнего стажа работы на шахтах, разрезах, в подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей.
Согласно статье 24 Федерального закона от 20.06.1996
№ 81-ФЗ (в редакции № 122-ФЗ) меры социальной поддержки, в том числе обеспечение бесплатным пайковым углем, осуществляются:
— за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в федеральном бюджете на реструктуризацию угольной промышленности — при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), часть акций которых находилась или находится в федеральной собственности в период их ликвидации;
— за счет собственных средств — при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) иных форм собственности.
В соответствии с этой статьей 2 047 чел. — лица льготных категорий, уволенные из десяти шахт и разрезов, часть акций которых не находилась в федеральной собственности, не имеют возможности обеспечиваться пайковым углем за счет средств федерального бюджета.
По инициативе депутатов Государственной Думы от угледобывающих регионов с участием Росуглепрофа, Федерального агентства по энергетике, ГУ «Соцуголь» был подготовлен и внесен в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», которым предусматривается обеспечение лиц льготных категорий ликвидированных шахт (разрезов), подразделений военизированных аварийно-спасательных частей бесплатным (пайковым) углем, проживающих в домах с центральным отоплением и пользующихся кухонными очагами на угле. Проект Федерального закона был принят в первом чтении. В случае его окончательного принятия бывшие работники ликвидированных шахт (разрезов), подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, проживающие в домах с центральным отоплением и пользующиеся кухонными очагами для приготовления пищи, смогут вновь обрести право на льготу.
Нормы выдачи пайкового угля в 2004-2005 гг. регламентировались Методикой определения норм выдачи бесплатного (пайкового) угля пенсионерам и другим категориям лиц, проживающим в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением и имеющим право на его получение в соответствии с законодательством Российской Федерации, которая была утверждена приказом Минэнерго России от 28.08.2003 № 363,
зарегистрирована в Минюсте России 18.09.2003 за № 5091.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 6 октября 2005 г. № 1609-р разработана и по согласованию с Минэкономразвития России утверждена в установленном порядке приказом Минпромэнерго России от 11.11.2005 № 301
(зарегистрирована в Минюсте России 01.02.2006, регистрационный № 7432) Методика определения норм выдачи бесплатного (пайкового) угля пенсионерам и другим категориям лиц, проживающим в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением и имеющим право на его получение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормы выдачи бесплатного (пайкового) угля будут применяться в 2006 г. после официального опубликования.
Следует отметить, что нормы рассчитаны применительно для угля марки «Д» с теплотворной способностью 5 200 ккал/ кг. Согласно Методике при поставках и выдаче угля, отличающегося от теплотворной способности 5 200 ккал/кг на 5 %, производится пересчет нормы. Например, для Ростовской области, где по результатам конкурсов и заключенным договорам будет поставлен сортовой уголь марки «Д», норма выдачи составит 5,4 т на человека; если будет поставляться местный уголь марки «АМ» с теплотворной способностью 6 850 ккал/кг, то норма составит 4,1 т на человека, а если сортовой уголь марки «Т» (6 200 ккал/кг), то норма составит 4,5 т на человека. Для регионов, которые будут использовать местные бурые угли, норма выдачи может увеличиваться и составит от 8,8 т на человека в Челябинской области до 11,8 т на человека в Приморском крае.
Нормы выдачи бесплатного (пайкового) угля при печном отоплении на одного получателя по регионам приведены в таблице.
Итоги деятельности ГУ «Соцуголь» по дополнительному пенсионному обеспечению работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, на цели которого в 2005 г. было направлено около 50 % средств федерального бюджета, предназначенных на социальную защиту уволенных работников, в настоящей публикации не анализируются, поскольку основные данные по данной теме приведены в статье, входящей в общую подборку материалов этого номера.
Отметим лишь то, что в 2005 г. и начале 2006 г. в ГУ «Соцуголь» проводится работа по корректировке проектов ликвидации организаций отрасли с целью пересмотра размеров дополнительной пенсии уволенным работникам ликвидируемых организаций в процессе реструктуризации угольной промышленности, которым данная пенсия была назначена ниже расчетного размера.
Реализация программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в 2005 г.
Реализация программ местного развития в 2005 г. происходила также с учетом изменений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования», в котором определены направления финансирования реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков.
В новых направлениях реализации программ местного развития частично были исключены ранее действующие:
профессиональное консультирование и переобучение высвобождаемых и высвобожденных работников, организация общественных работ, поддержка малого бизнеса. Направления программ местного развития «Содействие созданию новых рабочих мест» и «Содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам» получили новую формулировку: «Завершение мероприятий по созданию новых рабочих мест» и «Предоставление жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим стаж подземной работы не менее 10 лет и достигшим пенсионного возраста, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна» (в 2005 г. формулировка последнего направления была изменена — об этом ниже).
Кроме изменения перечня и названий направлений реализации программ местного развития, были изменены источники их финансирования. Если до 2004 г. включительно финансирование осуществлялось за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, то начиная с 2005 г. это уже субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (в составе раздела «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации).
Во исполнение ст. 45 Федерального закона Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», установившей, что порядок предоставления субвенций определяется Правительством Российской Федерации, было выпущено соответствующее постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428.
Новый порядок существенно отличается от ранее действующего, утвержденного приказом Минэнерго России от 19.06.2002
№ 185 и прошедшего регистрацию в Минюсте России.
Остановимся подробней на одном из направлений реализации программ местного развития: «Завершение мероприятий по созданию новых рабочих мест».
Наряду с упрощением отдельных этапов формирования и финансирования этого направления, введены более жесткие требования ко всему направлению в целом. Так, основанием для предварительного принятия решения Федеральным агентством по энергетике (распорядителя субвенций на реализацию программ местного развития) о выделении финансовых средств — субвенций органам местного самоуправления шахтерских городов, бюджетам которых предоставляются субвенции, является наличие утвержденных до 01.01.2005
муниципальных программ с перечнем мероприятий по созданию новых рабочих мест (проектов).
Финансирование завершения мероприятий по созданию новых рабочих мест осуществляется в форме предоставления субсидий исполнителям проектов, отобранных на конкурсной основе, при условии софинансирования проектов. Размер субсидии, направляемой на финансирование конкретного проекта (бюджетная составляющая), определяется Федеральным агентством по энергетике и, как правило, не превышает 50 % от сметной стоимости проекта. Субсидии предоставляются исполнителям проектов на цели и по условиям двухсторонних договоров, заключаемых органами местного самоуправления шахтерских городов с исполнителями проектов.
Отдельного внимания заслуживает проектное обеспечение предлагаемых к финансированию органами местного самоуправления шахтерских городов инвестиционных проектов.
До начала 2005 г. (в период действия прежних нормативных документов) решение о финансировании того или иного проекта могло быть принято на основании разработанных в соответствии с СП 11-101-95 и получивших положительное заключение органов государственной экспертизы «Обоснований инвестиций», являющихся предпроектной документацией.
С 2005 г. решение о перечислении финансовых средств принимается Федеральным агентством по энергетике только после предоставления утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации (рабочий проект со сметной документацией, получивший положительное заключение органов государственной экспертизы).
Более подробно процедура поэтапного проектирования изложена в «Методических рекомендациях по разработке предпроектной и проектной документации по созданию новых рабочих мест в рамках программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов (поселков)», выпущенных ГУ «Соцуголь» в 2001 г.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» не предусматривают подписания трехсторонних договоров между федеральным органом исполнительной власти (в данном случае — Федеральное агентство по энергетике), администрацией субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления, наличие которых ранее было основанием для перечисления финансовых средств.
В 2005 г. с учетом изложенных выше изменений в нормативной базе, субвенции на реализацию программ местного развития для завершения мероприятий по созданию новых рабочих мест в 2005 г. выделялись 42 органам местного самоуправления шахтерских городов, расположенных на территории 12 субъектов Российской Федерации. Всего было перечислено 239 125 тыс. руб. на долевое финансирование 86 проектов (новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение) в различных секторах экономики и отраслях промышленности и создание трех тысяч новых рабочих мест.