АГАПОВ Александр Евгеньевич



Предыдущая | Следующая

 

Итоги работы Государственного учреждения «ГУРШ» АГАПОВ Александр Евгеньевич Канд. экон. наук Директор ГУРШ по реализации программы ликвидации особо убыточных шахт и разрезов За 1993-2005 гг. угольная отрасль прошла два этапа коренных структурных преобразований. На первом этапе (1993-1997 гг.) была оптимизирована структура шахтного фонда, который был разделен на рентабельные и нерентабельные шахты и разрезы. Закрытие последних позволило значительно сократить издержки угольного производства, обеспечить рост производительности труда и снижение производственного травматизма. В конце 1997 г. начался второй этап реформы (1998-2004 гг.),
основной целью которого стала приватизация рентабельных шахт и разрезов, угольных компаний. Одновременно продолжало расти количество шахт, вовлеченных в процесс ликвидации. Этот этап также практически завершен.
В результате реформирования изменена экономическая основа функционирования отрасли. Сегодня действующие угольные предприятия формируют свои финансовые ресурсы только за счет реализации продукции, тогда как к началу 1990-х гг. на бюджетные дотации угольной отрасли тратилось до 1,5 % ВВП страны.
В 1999 г. наметился рост производства угольной продукции, который продолжается и сегодня. Всего за 1999-2005 гг.
объемы добычи угля были увеличены более чем на 50 млн т, или 20,4 %.
Пять последних лет наблюдается положительный баланс ввода и выбытия производственных мощностей отрасли, улучшилось их использование. Меняется региональная структура добычи угля, растет удельный вес в общей добыче конкурентоспособных кузнецких углей, сокращается доля высокозатратной добычи на Урале, в Восточном Донбассе, Подмосковье.
Продолжается концентрация горных работ. Так, общепринятый показатель концентрации — «нагрузка на очистной забой» — в ходе реструктуризации угольной отрасли России увеличилась в 3,4 раза. Сегодня среднесуточная добыча из одного комплексно-механизированного забоя превышает 2 300 т, а на лучших предприятиях, таких как шахта «Распадская», «Есаульская», «Ульяновская» — 3 000-5 000 т/сут.
Особенно значительным результатом реструктуризации российской угольной промышленности является рост производительности труда, который достиг самого высокого уровня в истории угольной отрасли России — 142,5 т на одного рабочего в месяц, и тенденция его роста продолжается.
Динамика среднесуточной нагрузки на очистной забой и среднемесячной производительности труда приведена на рис. 1.
Ликвидация нерентабельных шахт и разрезов Одним из основных направлений реструктуризации угольной отрасли, ее оздоровления было решение о закрытии нерентабельных предприятий по добыче угля. Как правило, на таких шахтах наблюдались высокие трудоемкость и уровень травматизма на рабочих местах, небольшие производственные мощности, малые объемы по добыче угля и, как результат, высокие издержки производства, требовавшие больших объемов дотаций из федерального бюджета.
За период реформ отрасли (19932005 гг.) была прекращена добыча угля на 203 предприятиях — 188 шахтах и 15 разрезах. На большинстве из них (179 шахтах и 5 разрезах) завершены основ Рис. 1. Динамика среднесуточной нагрузки на очистной забой и среднемесячной производительности труда 14 МАРТ, 2006, “УГОЛЬ” Maket-03_06.indd 14 ные технические работы по ликвидации горных выработок, из них 44 шахты и 4 разреза исключены из единого государственного реестра юридических лиц.
Динамика технической ликвидации шахт и разрезов представлена на рис. 2.
На 1 января 2006 г. на мероприятия по ликвидации предприятий угольной отрасли из федерального бюджета и других источников профинансировано 18,88 млрд руб. Структура затрат на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности России за 19942005 гг. приведена на рис. 3.
Рассмотрим распределение средств господдержки по направлениям финансирования для выполнения ликвидационных работ.
Ликвидация горных выработок, демонтаж оборудования Как уже сказано выше, на 184 шахтах и разрезах завершены основные технические работы по ликвидации горных выработок. Общая протяженность ликвидированных выработок составила 4 747 км, при этом засыпано 1 150 вертикальных и наклонных стволов, возведено 4942 перемычки, ликвидировано 4 342 скважины протяженностью 366 км, демонтировано более 72 тыс. т подземного оборудования.
В 2006 г. планируется в основном завершить ликвидацию всех горных выработок. Будут выполнены работы по ликвидации вертикальных и наклонных стволов, закладке горизонтальных горных выработок и скважин.
Горные выработки, в которых сегодня размещены насосные установки для откачки воды с ликвидированных шахт и ведется контроль за подъемом воды, будут погашены по мере завершения вышеуказанных работ.
Снос зданий, сооружений Из 5,7 тыс. зданий и сооружений на поверхности ликвидируемых предприятий объемом 15,4 млн куб. м. снесено более 5 тыс. зданий объемом 13,6 тыс. куб. м.
Для нормализации обстановки на территории ликвидированных предприятий начиная с 2006 г. предусмотрено увеличение финансирования работ по сносу зданий и сооружений более чем в 2 раза.
В 2007 г. будут завершены работы по сносу зданий и сооружений на промплощадках ликвидируемых предприятий.
За это время будет снесено около 600 зданий объемом 1,5 млн куб. м.
Обеспечение жизнедеятельности предприятий в период ликвидации В 2001-2005 гг. проведена большая работа по сокращению ликвидационных комиссий на ликвидированных шахтах и, как следствие, — снижение затрат на их содержание. Из 129 ликвидационных комиссий, действовавших в 2001 г., на 01.01.2006 действуют 5.
В результате проведенной работы затраты на обеспечение жизнедеятельности предприятий в период их ликвидации в целом снижены с 445 млн руб. в 1999 г.
до 146 млн руб. в 2005 г.
В 2006 г. предполагается в основном завершить работы ликвидационных комиссий на предприятиях.
На 01.01.2006 исключены из единого государственного реестра юридических лиц 57 организаций угольной промышленности, из них 44 шахты и 4 разреза.
Рекультивация земель и ликвидация иных экологических последствий На 01.01.2006 на рекультивацию земель и ликвидацию иных экологических последствий направлено 5,1 млрд руб.
или 26,9 % общей суммы господдержки, направленной на мероприятия по реструктуризации.
Освоение указанных средств позволило:
— построить, реконструировать, расширить и ввести в эксплуатацию 47 водоотливных комплексов из 60, которые предусмотрены проектами на 56 шахтах;
— закончить строительство и расширение очистных сооружений на 4 шахтах, а также ликвидировать очистные сооружения на 4 шахтах;
— обеспечить защиту от загрязнения питьевых водоисточников и подтопления объектов поверхности на 22 шахтах;
— потушить горящие отвалы и подземные пожары на 15 шахтах;
— выполнить мероприятия по восстановлению подработанных объектов на 16 шахтах и разрезах;
— рекультивировать 1 450 га нарушенных горными работами земель на 69 шахтах и разрезах, из них 980 га передать в землепользование. На 6 шахтах рекультивация закончена.
В 2006 – 2008 гг. будут в основном выполнены работы по приоритетным направлениям (строительство водоотливных комплексов и очистных сооружений, защита от загрязнения питьевых водоисточников и подтопления объектов поверхности, тушение подземных пожаров, восстановление подработанных объектов). Это коренным образом улучшит экологическую обстановку в регионах и обеспечит безопасное проживание населения в шахтерских городах и поселках. В 2010 г. намечается закончить работы по рекультивации нарушенных земель и ведение мониторинга производственной и экологической безопасности.
За 2006-2008 гг. будет построено 15 водоотливных комплексов и 33 очистных сооружения на 45 шахтах и разрезах, будут осуществлены мероприятия по защите от загрязнения питьевых водоисточников, от подтопления объектов поверхности на 56 шахтах, потушены подземные пожары и горящие отвалы на 44 шахтах и разрезах, восстановлены 32 подработанных объекта, и ликвидированы устья старых выработок на 18 шахтах.
Работы по данному направлению планируется завершить в 2010 г.
Реконструкция и замена объектов социнфраструктуры Следует особо сказать о том, что сделано по улучшению жизни жителей шахтерских городов и поселков, расширению спектра предоставления более качественных услуг социального характера. Утвержденными проектами ликвидации предусмотрено финансирование 792 объектов социнфраструктуры с затратами 8,8 млрд руб.
По состоянию на 01.01.2006 финансирование работ на 697 объектах составило 4,1 млрд руб., завершены строительство и реконструкция 549 объектов Ввод объектов социнфраструктуры по видам и субъектам Федерации представлен в таблице, а на рис. 4 приведена динамика ввода объектов социнфраструктуры.
В связи с полной ликвидацией добычи угля в Кизеловском бассейне (Пермский край), значительным ее снижением в Подмосковье (Тульская область), Восточном Донбассе (Ростовская область) отопление городов и поселков в основном переведено на альтернативное топливо, для чего построены газопроводы и новые газовые котельные. Реализованы проекты по объектам теплоснабжения, энергоснабжения, связи, введены в эксплуатацию очистные сооружения, объекты водоснабжения.
Вся программа по реконструкции объектов социальной инфраструктуры должна быть завершена в 2010 г.
В 2007 г. будут полностью завершены работы по реконструкции объектов социнфраструктуры в Смоленской и Сахалинской областях.
Полностью будут выполнены работы по объектам газоснабжения во всех регионах.
В 2008 г. будут полностью завершены работы по реконструкции объектов социнфраструктуры в Новосибирской области, в Республике Бурятия и Приморском крае.
В 2009 г. предусмотрено окончание работ в Челябинской, а в 2010 г. — в Свердловской области.
Снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности Согласно утвержденным проектам ликвидации на снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, по состоянию на 01.01.2006 перечислено 71,5 млн руб.,
в том числе в 2005 г. — 18,7 млн руб.
Средства по данному направлению выделяются по заявкам администраций городов и поселков в необходимых Рис. 4. Реконструкция и замена объектов социнфраструктуры шахтерских поселков 16 МАРТ, 2006, “УГОЛЬ” Maket-03_06.indd 16 объемах и направляются на снос ветхого жилищного фонда, из которого жители будут переселяться в новые жилые дома или в приобретенные на вторичном рынке квартиры.
Для завершения сноса ветхого жилищного фонда необходимо направить на эти цели 424,1 млн руб. В 2008 г. планируется завершить снос ветхого жилищного фонда в Читинской области, в 2009 г. — в Тульской области и Приморском крае.
В Кемеровской, Ростовской областях и Пермском крае снос ветхого жилищного фонда будет продолжаться и в 2010 г.
Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого В шахтерских городах и поселках особо остро стоит вопрос переселения семей из ветхого аварийного жилищного фонда. Большинство шахт (разрезов начали ликвидироваться в 1994-1996 гг.
В связи с ограниченным финансированием данного направления программа переселения из ветхого жилья выполнена лишь на 46 % по сравнению с проектами ликвидации. Ветхие жилые дома, подлежащие сносу, все больше подвергаются негативному воздействию последствий ведения горных работ: в ряде мест существует угроза провалов жилых домов, подтопления домов, скопление в погребах домов метана.
Совместно с администрацией шахтерских городов и поселков на 01.01.2006
переселено в новое жилье 17 669 семей с затратами 3,46 млрд руб. Затраты на содействие гражданам в приобретении жилья и количество переселенных семей по отдельным субъектам Федерации приведены на рис. 5 и 6.
Согласно проектам ликвидации особо убыточных и неперспективных шахт и разрезов по состоянию на 01.01.2006
переселению подлежат 20 794 семьи с затратами на эти цели 9,5 млрд руб., в том числе по областям: Тульской — 77 семей, Смоленской — 386, Ростовской — 4 537, Пермскому краю — 1 363, Челябинской — 615, Кемеровской — 12 018, Читинской — 57, в Республике Коми — 529, по Приморскому краю — 863 семьи. Из приведенных данных видно, что наиболее сложная обстановка с переселением сложилась в Кемеровской и Ростовской областях.
Для защиты шахтерских городов и поселков на 2006-2010 гг. проектами ликвидации шахт предусмотрена работа водоотливных комплексов и очистных сооружений на 11 объектах. Затраты на эксплуатацию указанных водоотливных комплексов в 2006 г. составляют 126,3 млн руб. и ежегодно возрастают за счет удорожания электроэнергии, материалов и услуг и составят в 2010 г. 195,8
млн руб.
Наряду с позитивными результатами реструктуризация отрасли обострила целый ряд прежних проблем и создала много новых.
Массовая ликвидация шахт в столь сжатые сроки существенно обострила социальные проблемы в угледобывающих регионах.
В первую очередь, это проблема перераспределения занятости, возникшая в ходе высвобождения работников. За годы реструктуризации численность занятого в отрасли персонала по сравнению с уровнем 1994 г. сократилась в 2 раза. Однако выверенной и сбалансированной по времени и финансовым ресурсам программы подготовки новых рабочих мест ни в регионах, ни в центре создано не было.
Эффективность выполнения программ в части увеличения занятости населения в шахтерских городах продолжает оставаться неадекватной масштабам высвобождения трудовых ресурсов из отрасли, объемам средств, выделяемых на эти цели государством, и привлекаемых исполнителями проектов на муниципальном уровне.
Много проблем предстоит решить в области ликвидации негативных последствий от ведения горных работ, восстановить ландшафты, облагородить землю, построить в полном объеме все водоотливные комплексы, очистные сооружения, которые будут надежной защитой от подтопления жилой застройки, других инженерных сооружений.
Завершение реструктуризации угольной промышленности России намечено на 2010 г.