О мерах по завершению реструктуризации угольной промышленности России



Предыдущая | Следующая

 

ДОКЛАД «О мерах по завершению реструктуризации угольной промышленности России ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Владимирович Заместитель Министра промышленности и энергетики Российской Федерации и перспективах ее развития» (г. Кемерово, 18 февраля 2006 г.)
Реструктуризация угольной отрасли России, начатая в 1994 г., была вызвана необходимостью вывода ее из системного кризиса и перехода в новое состояние функционирования в условиях рыночной экономики. К началу реструктуризации производственный потенциал отрасли включал в основном морально и физически устаревший шахтный фонд, а наиболее убыточные шахты отрабатывали некондиционные запасы угля в тяжелых горно-геологических условиях. Горно-шахтное оборудование, за редким исключением, требовало обновления, высоким был уровень аварийности и производственного травматизма Весьма неблагополучным было финансовое состояние отрасли из-за убыточности многих предприятий, хронической задолженности потребителей за поставленный уголь, а также ряда многих других причин внутриотраслевого и внешнего характера.
Следует отметить, что все эти годы степень ответственности государства за последствия проводимых в угольной отрасли преобразований была выше, чем в таких традиционных сферах экономики, как агропромышленный или военно-промышленный комплекс.
Достаточно сказать, что за весь период реформирования угольной отрасли Правительством Российской Федерации на реструктуризацию было выделено более 10 млрд дол. США бюджетных средств (рис. 1).
Насколько позитивными оказались итоги этого процесса, можно судить по одному из важнейших показателей: производительность труда за эти годы выросла почти в три раза и вышла на самый высокий уровень за всю историю существования угольной отрасли страны.
Основными итогами реструктуризации угольной промышленности явились также снижение нагрузки на Федеральный бюджет, стабилизация социальной напряженности в трудовых коллективах, в шахтерских городах и поселках, улучшение технико-экономических и финансовых показателей работы отрасли, а также улучшение условий труда рабочих, занятых на подземных работах.
Сегодня Россия является крупнейшей угольной державой и одним из мировых лидеров по производству угля. В 2005 г.
в стране было добыто 300 млн т. По объемам угледобычи за последние три года мы переместились с шестого на пятое место в мире. Больше, чем в России, добывается угля только в Китае, США, Индии и Австралии (рис. 2).
Сегодня стало очевидно, что в новых экономических условиях вполне по силам, хотя и непросто, удержать рентабельный уровень работы отрасли.
Комплекс мер, предусмотренный основными направлениями реструктуризации угольной промышленности, должен был также обеспечить за относительно короткий промежуток времени создание конкурентного угольного рынка, а его субъекты, являясь в большинстве своем частными угольными компаниями, должны были обеспечить свое самофинансирование в длительной перспективе.
В основном эти цели достигнуты. В настоящее время действует свободное ценообразование на угольном рынке.
Прошла денежная приватизация угледобывающих предприятий. Сегодня в угольной отрасли работают более 30 крупных угледобывающих компаний, доля которых в общей добыче угля составляет на данный момент 97 %.
При всех «плюсах и минусах» проведенной реструктуризации ясно, что она создала основы и для решения текущих проблем отрасли и для определения перспектив ее развития.
И, следовательно, государство обязано довести реструктуризацию угольной отрасли до логического финала — ее завершения в 2010 г., что предусмотрено в «Энергетической стратегии России».
Какие меры необходимо предпринять для достижения указанной цели?
Следует отметить, что третий, текущий, этап реструктуризации регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования». В этом документе определен перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, и утвержден принцип распределения средств государственной поддержки.
Мероприятия по завершению реструктуризации могут быть объединены в следующие основные направления (рис. 3):
Первое. Завершение ликвидации организаций угольной промышленности (технические работы по ликвидации (рис. 4), социальная поддержка увольняемых в процессе ликвидации работников, разработка и экспертиза проектов ликвидации). На это направление сегодня приходится 47 % остаточного объема средств на завершение реструктуризации (18,8 млрд руб. в ценах IV квартала 2004 г.).
Второе. Реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения (снос ветхого жилищного фонда, содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией объектов социнфраструктуры, завершение мероприятий по созданию новых рабочих мест, предоставление жилья по новому месту Структура по напрвлениям финансирования жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций угольной промышленности, расположенных в неперспективных шахтерских городах и поселках Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Доля этого направления — 41 % (16,5 млрд руб. в ценах IV квартала 2004 г.).
На рис. 5, 6 представлены диаграммы финансирования программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Третье. Развитие производственного потенциала и содействие созданию безопасных условий труда — 8,2 % (3,3 млрд руб. в ценах IV квартала 2004 г.).
Четвертое. Мероприятия по организации исполнения, научному и информационно-аналитическому сопровождению мероприятий (поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; обеспечение деятельности государственных учреждений, обеспечивающих предоставление услуг, связанных с реструктуризацией угольной промышленности). На это направление приходится 4 % (1,5 млрд руб. в ценах IV квартала 2004 г.).
В целом остаточные объемы средств из федерального бюджета на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности на 20062010 гг. составляют 40,1 млрд руб. в ценах IV квартала 2004 г.
Важным, принципиальным вопросом завершения реструктуризации угольной промышленности, на наш взгляд, является структура распределения финансовых ресурсов на рассматриваемый период по годам. Два возможных варианта распределения представлены на рис. 7.
Сегодня ориентировочным трехлетним финансовым планом на 2006-2008 гг.
с учетом последних лет, предполагаются объемы финансирования, которые откладывают выделение более половины необходимых для выполнения комплекса мероприятий по завершению реструктуризации бюджетных средств, на 2009 и 2010 гг. — первый вариант (см. рис. 7,
синяя кривая).
Второй вариант бюджетного финансирования (см. рис. 7, красная кривая) предполагает выделение большей части средств в период 2007 и 2008 гг., что с учетом инфляционных процессов дает экономию 1 млрд руб. на выполнение всего объема работ. Принятие этого варианта распределения бюджетных средств позволит уже в ближайшие годы решить самые острые и дорогостоящие проблемы на завершающем этапе реструктуризации — ускорить содействие в приобретении жилья гражданам взамен сносимого ветхого и предоставлении жилья по новому месту жительства работникам, увольняемым в связи с ликвидацией расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче угля.
Данный вариант финансирования позволит избежать возможного увеличения суммарного объема бюджетных средств в 2007-2010 гг. из-за постоянного роста цен на рынке вторичного жилья из-за его ограниченности в шахтерских городах, что, безусловно, будет способствовать снижению социальной напряженности в угледобывающих регионах.
В этой связи, на наш взгляд, необходимо рассмотреть на правительственном уровне вопрос целесообразности использования в долевом строительстве жилья субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, переселяемым из ветхого жилья.
Подводя итог по этому вопросу, необходимо отметить, что выделение требуемых бюджетных средств позволит завершить в основном в 2010 г.
намеченные мероприятия реструктуризации угольной отрасли. За 2010 г.
уйдет финансирование только трех мероприятий — обеспечение «пайковым» углем, мониторинг экологических последствий и содержание природоохранных объектов, решение по механизмам финансового обеспечения которых требуется принять в ближайшее время.
Что касается перспективы развития угольной отрасли, необходимо отметить следующее.
В России уголь потребляется во всех 89 субъектах Федерации, а добывается только в 24. Сегодня основными потребителями угля на внутреннем рынке России являются: так называемая «большая электроэнергетика» (33 %), электрические и тепловые станции, находящиеся в ведении ЖКХ, плюс население (22 %), а также металлургия (16 %). Из угледобывающих регионов самым мощным поставщиком угля является Кузнецкий угольный бассейн — на его долю приходится 55 % общего объема поставок российского угля. В Кузбассе в 2005 г.
было добыто 167 млн т угля — рекордный объем за всю историю.
Велика доля России и в мировой торговле углем. По объемам экспорта угольной продукции Россия находится на четвертом месте после Австралии, Китая и Индонезии. География экспорта российских углей включает более 40 стран, которые в 2005 г. закупили в России 80,2 млн т угольной продукции (29 %) — это почти в 3 раза больше, чем пять лет назад. Наращивание экспортных поставок является важнейшим направлением дальнейшего развития угольной промышленности России.
К сожалению, и на этом направлении существует ряд серьезных проблем.
При всей перспективности угольного экспорта этот путь развития ставит угольную отрасль в жесткую зависимость от конъюнктуры мирового рынка, на котором периоды высоких цен чередуются с небывалыми спадами.
Наращивание российского угольного экспорта возможно только в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и при стабильном курсе рубля.
Однако сегодня вопросы экспорта угля упираются не только в конъюнктурные преграды, а скорее в инфраструктурные.
Прежде всего — в транспортные и портовые проблемы. Преодоление указанных проблем должно осуществляться совместно как государством, так и бизнесом.
Следует также отметить небывалый рост в прошедшем году инвестиций в основной капитал угольных компаний, что способствует вводу новых мощностей по добыче угля, обновлению горно-шахтного и обогатительного оборудования, что должно привести к дальнейшему наращиванию добычи угля в стране.
К сожалению, последние несколько лет развитие внутреннего рынка угля существенно отставало по темпам роста от его добычи. Так, поставки угля потребителям России по сравнению с 2000 г. снизились более чем на 15 млн т.
При этом наиболее сильным колебаниям подвержен спрос на энергетические угли. По сравнению с 2000 г. потребление энергетических углей в России снизилось более чем на 10 %.
В чем основные причины низкого спроса на энергетический уголь на внутреннем рынке?
Поставляя уголь организациям «большой электроэнергетики», угледобывающие компании конкурируют не только друг с другом, но и сам уголь вынужден конкурировать с природным газом, а также другими видами производимой энергии, прежде всего ядерной и гидро. Дальнейший возможный рост потребления угольного топлива на тепловых электростанциях России, прежде всего, на наш взгляд, связан с решением проблемы соотношения цен на уголь и природный газ.
Сегодня на внутреннем рынке России соотношение цен уголь — газ в пересчете на условное топливо составляет 1:1,
однако, на наш взгляд, этого недостаточно для того, чтобы заработали механизмы конкуренции между энергоресурсами. Ожидается, что к 2010 г. данное соотношение составит уже 1:1,4-1,6, а к 2020 г. достигнет уровня 1:2, что подтолкнет энергетиков к более интенсивному использованию угольного топлива.
В 2010 – 2020 гг. развитие внутреннего рынка энергетических углей, на наш взгляд, должно пойти по интенсивному пути, который будет заключаться в коренном изменении представлений об угольном топливе. Этот путь будет связан с переходом на новые экологически чистые и высокоэффективные технологии сжигания угольного топлива и продуктов его глубокой переработки.
Электростанции и котельные должны ориентироваться в основном на использование высококалорийного (обогащенного) угольного топлива со стандартизованными качественными характеристиками, позволяющими существенно расширить спектр используемых углей, и, соответственно, развить конкуренцию между угледобывающими компаниями. Использование необогащенного угля можно сохранить лишь для электростанций на буром угле, расположенных в непосредственной близости от угледобывающих предприятий. За счет перехода электростанций и котельных на использование высококалорийных энергетических концентратов удастся существенно сократить транспортную составляющую в цене 1 т у. т., а значит — повысить конкурентоспособность угля по сравнению с природным газом.
В период 2015 – 2020 гг. прогнозируется коренное изменение технического и экономического уровня угольного производства за счет перемещения центра добычи на вновь введенные мощности, оснащенные техникой нового поколения с применением новейших технологий, выход на высококачественную конечную продукцию, в том числе в рамках углехимических, энерготехнологических и угольно-металлургических комплексов.
Ситуация на рынке коксующегося угля более благоприятна для угледобывающих компаний. Совпадение интересов угольщиков и металлургов произошло не просто на поверхности решения проблем гарантированных поставок, а случилось взаимопроникновение и слияние стратегических намерений. Спрос на коксующиеся угли со стороны металлургических комбинатов и коксохимических заводов традиционно высок, а с выходом мирового рынка стали из полосы затяжного кризиса можно ожидать дальнейшего роста потребности в данном виде ресурсов.
Большинство шахт и разрезов, добывающих коксующиеся угли, принадлежит различным металлургическим холдингам, внутренние потребности которых в коксующихся углях имеют безусловный приоритет и обеспечиваются в первую очередь. Это ставит компании, не успевшие обзавестись собственной сырьевой базой, в достаточно сложное положение.
Во-первых, им приходится приобретать коксующийся уголь по завышенным ценам, сравнимым с мировыми. Во-вторых, холдинги, имеющие собственные шахты и разрезы, могут использовать это обстоятельство как средство конкурентной борьбы, определяя, кому и когда осуществлять поставки коксующегося угля.
В этой связи, многие металлургические предприятия России изучают возможность приобретения действующих и строительства новых шахт и разрезов по добыче углей для коксования, а также оценивают эффективность их импорта из стран ближнего и дальнего зарубежья. Важной составляющей при этом становится обеспечение в полной мере предприятиями угольной отрасли потребностей отечественного коксохимического производства в требуемых объемах и марках коксующихся углей.
Дальнейшее развитие рынка угля в России связано с преодолением указанных негативных факторов, существенно снижающих конкурентоспособность угольной продукции, в том числе и при активном участии государства.
Вообще, говоря о перспективах дальнейшего развития угольной промышленности в России, в первую очередь важно думать о стратегии.
Причем именно в тех вопросах, к которым государство имеет приоритетное и непосредственное отношение. Формирование такой стратегии становится особо актуальным в условиях совместной деятельности государства и угольных предприятий с частной формой собственности.
При формировании новой стратегии необходимо выделить следующие основные направления:
• использование методов государственного регулирования во взаимодействии с частным бизнесом;
• осуществление гибкой тарифной политики, направленной на развитие экспортного потенциала угольной отрасли;
• развитие инфраструктуры, обеспечивающей расширение внутреннего и внешнего угольных рынков;
• обеспечение условий улучшения промышленной и экологической безопасности в организациях угольной промышленности, а также охраны труда;
• совершенствование нормативной базы функционирования отрасли в части недропользования, социальной защиты и экологии.
В заключение хочется отметить, что рынок угля в России имеет огромный потенциал для развития.
Его реализация связана с преодолением имеющихся в настоящее время негативных факторов, снижающих конкурентоспособность угольного топлива на внутреннем рынке.
Для этого, помимо рыночных механизмов, должны быть использованы факторы государственного регулирования и управления.
В этом случае угольная отрасль будет способна полностью удовлетворить потребность экономики страны в угольном топливе на всю рассматриваемую перспективу и занять достойное место на мировом угольном рынке.
Спасибо за внимание.