V СЪЕЗД РОСУГЛЕПРОФА



Предыдущая | Следующая

 

V СЪЕЗД РОСУГЛЕПРОФА В современных экономических условиях, когда государственная политика складывается исходя из необходимости сочетания проблем продолжения и завершения рыночных реформ и повышения уровня и качества жизни населения, Профсоюзу угольщиков приходится действовать так, чтобы, с одной стороны, не потерять доверия работников, а с другой – партнерские отношения с работодателями. Сохранить такой статус непросто, тем более, все прекрасно понимают, какие вопросы реально решаемы.
Он отметил, что прошедшие пять лет были насыщены глобальными событиями как в целом в стране, так в угольном комплексе - завершающий этап реструктуризации и последствия постликвидационного периода, массовый «приход» в отрасль частного капитала и др.
- «Были в угольной промышленности и «взлеты» - «миллионные рекорды добычи», победы наших предприятий во всероссийских конкурсах; пережили мы и «рвущие сердца» трагедии на шахтах «Тайжина», «Есаульская», «Алардинская», «Зиминка», «Красногорская», «Листвяжная», «Западная-Капитальная» ООО «Ростовуголь» - всенародное бедствие, когда вся страна, затаив дыхание, вслушивалась в последние сводки с места трагедии; были и пикеты на шахте «Обуховская» за пайковый уголь».
Российский независимый профсоюз работников угольной промышленности (Росуглепроф) - общероссийская общественная организация, объединяющая членов Профсоюза работников в организациях, учреждениях и на предприятиях угольной промышленности, отраслей топливно-энергетического комплекса и работников других производственных и непроизводственных секторов экономики, учащихся профильных учебных заведений, пенсионеров.
В отчетном периоде Росуглепроф осуществлял свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, с Уставом и соглашениями, заключенными Профсоюзом. Для решения проблем, возникших в отрасли, Росуглепроф продолжает тесно и плодотворно работать с органами государственной власти, Правительством РФ и Государственной Думой Федерального Собрания РФ.
Росуглепроф сегодня действует в 27 субъектах Российской Федерации и представляет собой: 469 членских профорганизаций (из них более трети – угледобывающие предприятия), на учете в которых состоят 276 929 членов Профсоюза. За рассматриваемый период почти в 1,5 раза уменьшилась численность работающих в угольной отрасли, соответственно и численность работающих членов Профсоюза уменьшилась с 342 740 до 236 009 человек. Уменьшился и процент охвата профсоюзным членством работающих – с 86,6 % в 2001 г. до 83 % в 2005 г., но на протяжении последних 3-х лет этот показатель сохраняется на одном уровне.
Несмотря на скептическое отношение некоторых работодателей (собственников) к роли Профсоюза в повышении эффективности производства, Росуглепроф своими действиями доказал, что занимает одно из ведущих положений на предприятиях, более того, благодаря его «пробивной силе» отношение государственной власти к сегодняшним проблемам и перспективам развития угольной промышленности позитивно изменилось.
На протяжении последних пяти лет Росуглепроф добивался в органах исполнительной власти формирования Позиции Государства в области отечественной угледобычи и дальнейшего развития угледобывающих регионов. Венцом всех этих «стараний» стало знаменательное событие – 29 августа 2002 г. в Междуреченске Кемеровской области под председательством Президента Российской Федерации В.В.
Путина состоялось заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации по основным направлениям государственной политики развития угольной отрасли. Этому важному государственному мероприятию предшествовала большая и кропотливая подготовительная работа.
По итогам заседания Президиума Госсовета был составлен Протокол, в котором обозначены Перечень поручений Президента России Правительству, состоящий из 10 пунктов с указанием конкретных сроков по их реализации. Анализируя прошедший период, можно сделать вывод, что определенные «подвижки» произошли в реализации этих поручений, часть вопросов находится еще в стадии исполнения, а по некоторым проблемам заметных движений так и не произошло.
Очередной встречей для обсуждения сложившейся ситуации в реструктуризации угольной промышленности с анализом выполнения решений Президиума Госсовета стало совещание под руководством Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова, которое прошло 18 февраля 2006 г. в Кемерово. В Протоколе совещания зафиксирована основная задача – завершение реструктуризации угольной промышленности России в период с 2006 по 2010 г. Для чего Минпромэнерго и Минфину России было поручено разработать и представить в Правительство комплекс мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности с уточнением объемов финансирования этих мероприятий по годам и направлениям финансирования.
Говоря о перспективах развития угледобывающего комплекса, Минпромэнерго и Минэкономразвития совместно с РАО «ЕЭС России», угольными, металлургическими компаниями и другими заинтересованными организациями было поручено в I полугодии 2006 г. уточнить потребность в угольном топливе на 2010-2015-2020 гг. в целом для экономики и населения России, в том числе по направлениям использования и по месторождениям угля. При этом должны быть подготовлены предложения по повышению доли угля, используемого на электростанциях России, как за счет реконструкции действующих, так и строительства новых станций на угольном топливе. На совещании были приняты решения и по другим проблемам. По результатам данного совещания активизировалась разработка в Правительстве и соответствующих министерствах обозначенных проблемных вопросов.
В России наметилась положительная тенденция ежегодного прироста объемов добычи угля. В 2005 г. уровень добычи угля вышел на 300 млн т, т.е. за пятилетку угледобывающий комплекс России добавил 42 млн т в год. Если проанализировать размещение объемов добычи угля по территории страны, то главным угледобывающим российским регионом был и остается Кузбасс. Его доля в общероссийской добыче выросла с 44,1 % в 1999 г. до 56,5 % в 2005 г., а по коксующимся маркам – соответственно с 77 до 83 %.
Губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев неоднократно подчеркивал: «Главное, не только добыть уголь, но и продать его». И если с добычей у шахтеров Кузбасса работа поставлена на «отлично», то в отношении сбыта существуют серьезные проблемы. Дело в том, что, несмотря на декларируемые намерения, в России до сих пор сохраняется отношение к углю как к второстепенному источнику энергии. Поэтому, темпы потребления угля на внутреннем рынке остаются крайне низкими. Снизились объемы поставок угля на внутренний рынок (потребителям России) на 6,3 % - с 205,8 млн т в 2000 г. до 192,9 млн т в 2005 г. (-12,9
млн т). При этом, снизились поставки угля на электростанции на 12,3 % и для нужд коксования – на 5,5 %.
Существенно увеличились объемы поставок российского угля на экспорт (в 2,3 раза!) – с 35,4 млн т в 2000 г. до 80,1 млн т в 2005 г. Значительный рост экспортных поставок российского угля произошел в дальнее зарубежье (в 2,4 раза!) – с 30,5 млн т в 2000 г. до 73,3 млн т в 2005 г. Такой повышенный зарубежный интерес к российскому углю (на фоне снижения импортных поставок в Россию) позволил нашим угольным компаниям обеспечить улучшение финансового состояния, технического перевооружения и социального развития угледобывающих регионов.
За последние три года производительность труда рабочего по добыче угля росла наиболее высокими темпами. Председатель Росуглепрофа отметил примеры наивысшей производительности труда в 2005 г.:
- шахтами в ОАО «ШУ «Котинское» (320,1 т/мес); ОАО «Шахта Полосухинская» (231 т/мес); ОАО «МУК-96» (220,9 т/мес); ОАО «Шахта Заречная» (220,3 т/мес); ЗАО «Салек» (212,4 т/мес), расположенными в Кузнецком бассейне, при средней производительности труда на угольных шахтах России 105,3 т/мес;
- разрезами в ООО «УК Разрез Степной» (513 т/мес), ОАО «Красноярсккрайуголь» (483 т/мес) и Красноярский филиал ОАО «СУЭК» (476 т/мес), расположенными в Восточно-Сибирском р-не; ОАО ХК «Якутуголь» (443,6 т/мес), расположенном в Республике Саха (Якутия);
ЗАО «ТАЛТЭК» (438,9 т/мес), расположенном в Кузнецком бассейне, при средней производительности труда на угольных разрезах России 245,9 т/мес.
Рис. 2. Диаграмма - Среднемесячная производительность труда рабочего по добыче угля угледобывающего комплекса РФ в динамике, т Среднемесячная заработная плата на 1 работника в угольном комплексе России имела тенденцию неизменного роста и вышла за 2005 г. на уровень 13 094 руб., в том числе на 1 работника ППП (промышленно-производственного персонала) – 13 291 руб. Много это или мало? Достаточно ли этих средств для жизнеобеспечения и восстановления затраченных в работе сил?
Темпы роста заработной платы и тарифных ставок опережают темп роста потребительских цен. Таким образом, можно свидетельствовать о росте реальной заработной платы работника угольного комплекса, но эти опережающие темпы в 2004 и 2005 гг. по сравнению с Российской Федерацией не смогли перекрыть отставания за предыдущие годы. Продолжает сохраняться низкий уровень среднемесячной заработной платы в угледобывающих организациях Сахалинской области (ООО «ШУ Шахтерское» - 7 895 руб., ООО «Новиково-2» - 7 542 руб.); Ростовской области (ООО «Сулинуглестрой – 5 559 руб., ООО «Сулинуголь» - 6 931 руб.), а также в таких угольных компаниях, как ОАО «Ленинградсланец» (4 910 руб.), ОАО «Оренбургуголь» (4 272 руб.), ОАО «Челябинская УК» (5 687 руб.) и других организациях.
В предстоящие пятилетие Росуглепрофу предстоит решить вопрос минимальной заработной платы последней категории работников на уровне не ниже прожиточного минимума и такую проблему, как повышение доли тарифной ставки (постоянной составляющей) в структуре заработной платы. Мониторинг подтверждает наличие резервов для ее повышения у работников шахт, разрезов и угледобывающих компаний. Другим, не менее проблемным, вопросом в организации оплаты труда является абсолютный показатель заработной платы, который должен соответствовать оптимальным нормам жизнеобеспечения работника (и его семьи), быть достаточным для воспроизводства рабочей силы.
Не изжито еще полностью в угольном комплексе такое негативное явление, как задолженность по заработной плате. Однако, за прошедшую пятилетку долги по заработной плате сократились с 2 мес до 0,5 месячного фонда заработной платы. При этом количество организаций угольного комплекса, имеющих задолженность по выплате заработной платы, сократилось (в три раза) с 27 в 2000 г. до 9 в 2005 г.
Прошедшие 5 лет для многих угольных компаний и других организаций угольного комплекса стали социально значимыми. Об этом свидетельствует такой показатель, как «Выплаты социального характера». За этот период сумма выплат социального характера по угольному комплексу Российской Федерации увеличилась в 2,7 раза, с 557,9 млн руб.
в 2000 г. до 1 487,6 млн руб. в 2005 г. В среднем на 1 работающего в угольном комплексе России эти выплаты увеличились в 3,8 раза, с 1 639 руб. в 2000 г. до 6 273 руб. в 2005 г.
В рейтинге первых десяти организаций угольного комплекса России по уровню выплат социального характера в среднем на 1 работника за 2005 г.
находятся 8 организаций, расположенных в северных территориях России (Республика Коми, Республика Саха-Якутия, Магаданская область, Чукотский автономный округ). Повышенные размеры выплат социального характера по этим организациям вполне объяснимы и связаны, в основном, с компенсациями северных районов по соответствующим законам. Вместе с тем в этой десятке присутствуют организации, расположенные в других регионах страны, кроме северных. Это - ОАО «Ургалуголь», Читинский филиал ОАО «СУЭК».
В своем докладе, рассматривая современные позиции угольного машиностроения, И.И. Мохначук отметил, что за прошедшие пять лет численность персонала машиностроительного комплекса в угольной отрасли России сократилась в 1,8 раза (с 16 тыс. чел. в 2000 г. до 8,9 тыс. чел. в 2005 г Вместе с тем годовой объем товарной продукции за этот же период увеличился в 1,85 раза (с 1,8 млрд руб. в 2000 г. до 3,4 млрд руб. в 2005 г.). За пять лет было выпущено для угледобывающего комплекса России 75 механизированных комплексов, 281 проходческий комбайн, 285 погрузочных машин, 270 579 отбойных молотков, 5 514 вентиляторов местного проветривания, запчастей для горно-шахтного оборудования на сумму 1 468 млн руб. И если в целом по угольному комплексу России среднемесячная заработная плата ППП за 5 лет увеличилась в 3,5 раза, то по угольному машиностроению за тот же период – в 4,3 раза (с 1 644 руб. в 2000 г. до 7 132 руб. в 2005 г).
Основной формой взаимодействия участников процесса реструктуризации с целью выработки согласованных действий явился переговорно-согласительный механизм на основе Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов, региональных комиссий (МВК). Всего за период реструктуризации угольной промышленности с 1994 г. было проведено 40 заседаний МВК, из них за отчетный период – 11 заседаний. Кроме того, за этот же период было проведено 9 заседаний президиума МВК.
Росуглепроф добился рассмотрения на заседаниях МВК и президиума МВК (с принятием конкретных конструктивных решений) таких вопросов, как: о мероприятиях по совершенствованию процесса ликвидации особо убыточных шахт и разрезов и мер социальной защиты; об обеспечении государственного финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (о плане-графике выделения получателям средств государственной поддержки угольной промышленности по направлениям финансирования; о Перечне получателей средств государственной поддержки угольной промышленности); о Программе ликвидации и перечне ликвидируемых организаций угольной промышленности; о переселении семей шахтеров из ветхого жилого фонда; о проведении эксперимента по передаче ответственности и средств государственной поддержки угольной отрасли от ликвидационных комиссий ликвидируемых организаций угольной промышленности органам местного самоуправления; о переселении из городов Воркута, Инта и других шахтерских городов и поселков Крайнего Севера; о мерах по обеспечению безопасных условий работы на предприятиях угольной отрасли России, о финансировании организаций угольной отрасли из средств государственной поддержки для осуществления мероприятий по созданию безопасных условий труда; об обеспечении бесплатным пайковым углем граждан; о Плане действий по совершенствованию законодательных актов, регулирующих работу предприятий угольной промышленности России; об Отраслевом тарифном соглашении и др. Много социально значимых вопросов удалось решить через эту Комиссию. Учитывая единство интересов, немаловажную роль в решении социальных проблем населения сыграло взаимодействие Росуглепрофа с Ассоциацией шахтерских городов.
Реальным воплощением социального партнерства в угольной промышленности и действенным инструментом защиты социально-экономических интересов работников на протяжении всей истории деятельности Профсоюза являлось и является Отраслевое тарифное соглашение (ОТС). В отчетном периоде основой в развитии социального партнерства явилась деятельность Росуглепрофа по заключению ОТС по угольной промышленности Российской Федерации на 2001-2003 годы и ОТС по угледобывающему комплексу Российской Федерации на 2004-2006 годы – Соглашений «нового Века».
«Появлению на свет» этих Соглашений предшествовала долгая и кропотливая работа Профсоюза по формированию стороны работодателей.
«Центральный штаб» Росуглепрофа приложил все усилия, чтобы работодатели были максимально представлены при разработке и заключении этих Отраслевых тарифных соглашений. Отраслевое тарифное соглашение, заключенное на 2001-2003 годы, было ознаменовано впервые участием в переговорах представителей «угольного бизнеса» (собственников). Стратегия Росуглепрофа состояла в том, чтобы выработать единую согласованную отраслевую политику в области социально-трудовых отношений и положить начало формированию более эффективных форм социального партнерства.
Отраслевое тарифное соглашение по угледобывающему комплексу Российской Федерации 2004-2006 гг. стало Соглашением нового этапа развития угольной отрасли и социального партнерства. Параллельно с разработкой проекта нового ОТС Росуглепроф проводил работу по формированию стороны работодателя. Отраслевое тарифное соглашение по угледобывающему комплексу Российской Федерации на 20042006 гг. подписано всеми участвовавшими в переговорах работодателями (Союз промышленников и предпринимателей угольной отрасли, ОАО «РУСУГЛЕМАШ», ОАО «Угольная компания «Южный Кузбасс», ООО Холдинг «Сибуглемет», ОАО ХК «Якутуголь», ОАО «Ленинградсланец», ОАО УК «Кузбассразрезуголь», ООО «Управляющая компания «Прокопьевскуголь», ЗАО «Волчанский уголь», ООО «КарбоЛизинг», ОАО «Объединенная Угольная компания «Южкузбассуголь», ЗАО «Распадская угольная компания», ОАО «Гуковуголь», ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания», ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ-РЕСУРС», Институт горного дела им. А.А. Скочинского), а также Министерством энергетики Российской Федерации – 18 подписей и печатей (аналогов пока нет!). При подписании ОТС сфера его действия охватывала более 70 % работающих в отрасли.
Действующее Отраслевое тарифное соглашение подтверждает начатые традиции по конструктивному взаимодействию бизнеса и Профсоюза. Соглашение еще раз подчеркивает, что главным приоритетом всех забот Росуглепрофа является работник и та среда, в которой он трудится. Оптимальным же механизмом регулирования трудовых отношений является социальный диалог между профсоюзами и работодателями через систему ведения коллективных переговоров по разработке и заключению Отраслевого тарифного соглашения, коллективных договоров (соглашений) в организациях (компаниях).
По состоянию на 1 января 2006 г. согласно имеющейся информации территориальными организациями Росуглепрофа заключены и реализуются 21 соглашение, коллективные договора заключены и действуют на 80 % предприятий.
Охрана труда и здоровья работников – это один из важнейших социальных вопросов. Поэтому защита прав и интересов человека труда, в том числе и право работника на безопасные и здоровые условия труда на производстве, всегда было и остается одной из основных функций деятельности Росуглепрофа. Угольная отрасль, среди других базовых отраслей промышленности, в наибольшей степени характеризуется тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, является объектом с высокой степенью опасности труда.
Среди общего количества шахт функционируют 86 шахт, опасных по газу метану, в том числе 20 – сверхкатегорийных, 18 – опасных по выбросам, 24 – по горным ударам, 70 шахт разрабатывают пласты, опасные по взрывчатости угольной пыли, 65 – склонные к самовозгоранию.
Одним из главных результатов структурных преобразований в отрасли стало снижение аварийности и производственного травматизма как в абсолютных, так и в относительных величинах. Общая аварийность в отрасли снизилась со 122 в 1993 г. до 23 аварий в 2005 г., в том числе аварийность в результате взрывов (вспышек) газа метана в шахтах – с 23 до 6 случаев.
За период с 2001 по 2005 г. производственный травматизм со смертельным исходом снизился со 132 до 121 случая, а на шахтах – с 93 до 90 случаев. Число смертельных случаев, приходящихся на 1 млн т добычи угля, в целом по отрасли снизился с 0,54 до 0,4, а на шахтах – с 1,24 до 0,84.
В отрасли остаются серьезные проблемы улучшения безопасности угольных предприятий. Учитывая важность контрольно-профилактической работы по охране труда и технике безопасности, профсоюзом продолжалась работа по организации деятельности технической инспекции труда. Проводились целевые проверки состояния охраны труда и техники безопасности, промсанитарии на предприятиях. Контрольно-профилактическая работа проводилась и совместно с государственными контролирующими органами. Одновременно с участием правовых инспекторов труда были рассмотрены в общей сложности 3 903 дела, из них по 2 579 было принято решение в пользу заявителей.
Социальная защита работников угольного комплекса всегда была на одном из значимых мест в работе Росуглепрофа.
Тем более в последнее время четко прослеживается тенденция к отходу государства от выполнения функций по социальной защите граждан. Изменения Федерального закона от 22 августа 2004 г.
№ 122-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 24.декабря 2004 г. № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» резко сузили перечень категорий граждан, которым государство оказывало содействие в переселении с «Севера», работников предприятий угольной промышленности, уволенных в связи с ликвидацией этих организаций и обладающих правом на получение субсидий, в соответствии с ранее действовавшей правовой базой, стоящих в очереди на переселение. Кроме того, из Закона «Об угле» исчез ряд других положений по социальным гарантиям и поэтому, только благодаря действию соответствующих положений Отраслевого тарифного соглашения работодатели пока еще обеспечивают предоставление данных социальных льгот.
Центральный комитет Росуглепрофа не мог согласиться с такой ситуацией. И только благодаря его «пробивной силе» в Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122 и в соответствующие постановления Правительства Российской Федерации были внесены дополнения и изменения, позволившие сохранить право на переселение высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имевшим его в соответствии с ранее действовавшими нормативными актами. Для реализации данного направления социальной защиты было выделено 1 632,6 млн руб. средств государственной поддержки, и переселена 3 431 шахтерская семья.
На протяжении уже более четырех лет Центральный комитет Росуглепрофа решает проблему пенсионного обеспечения работников отрасли, состоящую из двух частей, а именно: повышение уровня пенсионного обеспечения и льготное исчисление стажа работы, дающего право на досрочную пенсию по старости.
До пенсионной реформы уровень пенсий достигал 75% от средней заработной платы работника, а на настоящий момент, т.е. в процессе проведения реформы - уровень замещения едва достигает 24 %.
Этот вопрос был рассмотрен на состоявшемся 18 февраля 2006 г.
совещании у Председателя Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкова, в котором принимал участие Председатель Профсоюза. По итогам совещания было дано поручение Минсоцздравразвития России, Минфину России и Минпромэнерго России «ускорить подготовку предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения работников, занятых на рабочих местах с особо вредными условиями труда».
На сегодняшний день в «угле» актуально выражение – «Кадры решают всё». Одной из серьезнейших проблем для всех угольных компаний сегодня является проблема обеспечения кадрами (как рабочих наиболее значимых профессий, так и руководителей среднего звена). В угольной промышленности продолжается старение действующих инженерных кадров и рабочих. Ощутимого притока в отрасль молодых специалистов не наблюдается по многим причинам. Основными же являются: «падение» престижности шахтерского труда и незаинтересованность работодателей «обкатывать» молодых специалистов, а также вкладывать средства в подготовку кадров. Эта проблема стоит очень остро, поэтому председатель Росуглепрофа И.И. Мохначук намерен в ближайшие пять лет провести работу, как с работодателями, так и с органами государственной власти, чтобы возродить приток в «горное дело» молодежи, повысить интерес у учащихся школ к овладению шахтерской профессией.
Говоря об основных направлениях и задачах деятельности Росуглепрофа на период 2006-2011 гг., И.И. Мохначук подчеркнул, что главное в работе Росуглепрофа – двигаясь вперед, не потерять того, что наработано.
- «Мы считаем, что основой взаимоотношений Профсоюза с работодателями, как и прежде, должно являться Отраслевое соглашение, которое формирует общероссийскую социальную политику, основанную на социальной ответственности всех субъектов рыночных отношений, направленную на повышение жизнеобеспечения работников угольного комплекса. Для формирования единого правового пространства в сфере социального партнерства Росуглепроф будет осуществлять системную политику коллективно-договорного регулирования».
На съезде утверждена новая редакция Устава Профсоюза и утверждена Программа действий и очередные задачи деятельности Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности.
Председателем Профсоюза вновь избран Иван Иванович Мохначук.
Его избрание не вызвало сильного оживления. Несмотря на несколько критических выступлений, Мохначук был переизбран на новый срок 120 голосами из 121. Обсуждение устава прошло гораздо напряженнее. Горячие дебаты велись как в зале, так и в кулуарах. По мнению большинства делегатов, шахтерам нужен единый профсоюзный аппарат с жесткой структурой. Поэтому в уставе четко прописали подчиненность и функции профкомов и теркомов. В пункте о принципах работы профсоюза использовалась формулировка «демократический централизм», которая многих смутила и вызвала споры. Как сказал один из выступающих в защиту термина, «демократический централизм - это ответственность и дисциплина. Это когда председателя могут вызвать на пленум и спросить за бездействие, за невыполнение устава. Против выступают те, кто боится ответственности, кто не работает». В итоге дискуссии, по предложению Мохначука, режущую слух формулировку убрали из устава, оставив все остальное «как есть».
Съезд принял резолюции: о достойной заработной плате, о пенсионном обеспечении, об укреплении организационного и финансового единства, о реформе жилищно-коммунального хозяйства, об охране труда.