ПЕТРОВ Владимир Филиппович



Предыдущая | Следующая

 

ПЕТРОВ Владимир Филиппович Генеральный директор ОАО ХК «Якутуголь» История компании берет начало с марта 1966 г., когда был издан приказ Министерства цветной металлургии СССР о создании в Якутской АССР треста «Якутуголь». До создания треста угольные предприятия республики относились к различным ведомствам — преимущественно олово-, золото- и алмазодобывающей отрасли. На тот момент были построены и действовали шахты «Чульманская», «Джебарики-Хая», разрезы «Кангаласский» и «Зырянский».
Все они вошли в состав новообразованного треста. Вскоре к ним добавилась шахта «Сого», переданная из состава треста «Арктикуголь». Первым директором объединенного предприятия был назначен опытный специалист из Норильска И. П. Первенцев.
Создание треста «Якутуголь» позволило в короткие сроки стабилизировать производство, довести объемы добычи до плановых показателей, активизировать строительство и реконструкцию шахт, рудников, а также развить инфраструктуру на объектах угледобычи. Требования времени поставили задачу поиска новых, более мощных и выгодных для разработки месторождений. В августе 1950 г. геологическим отрядом Г. Лагздиной на речке Нерюнгри был выявлен выход угольного пласта, названный впоследствии «Пятиметровый». А год спустя геолог Л. Минкин открыл здесь же пласт «Мощный». В 1973 г.
государственная комиссия по запасам полезных ископаемых СССР утвердила запасы угля Нерюнгринского месторождения. Пласт «Мощный» содержал на тот момент 450 млн т угля, в том числе почти половина залежей — коксующийся уголь.
Основываясь на данных геологической разведки и оценке госкомиссии, Центральный комитет КПСС принял решение о формировании Южно-Якутского угольного комплекса.
В 1979 г. разрез «Нерюнгринский» был сдан в эксплуатацию. Мощности ЮжноЯкутского угольного бассейна покрывали всю потребность республики в угле, что впоследствии позволило отказаться от разработки малорентабельных месторождений. В 1977 г. был уложен первый кубометр бетона под будущую обогатительную фабрику, пуск которой состоялся на стыке 1984-1985 годов. В начале 1988 г.
был введен в эксплуатацию ремонтно-механический завод для монтажа и ремонта горной техники.
Отгрузка угля с разреза «Нерюнгринский» началась задолго до официального открытия. Уже в 1977 г. в Нерюнгри пришли первые большегрузные самосвалы БелАЗ, затем импортная техника, положив начало становлению уникальной автобазы технологического автотранспорта. В 1988 г. были достигнуты максимальные годовые объемы добычи в 15,5 млн т угля при объеме транспортной вскрыши — 102 млн м3.
У истоков создания нового крупного территориального комплекса на востоке страны стояли министр угольной промышленности СССР Б. Ф. Братченко, первый секретарь Обкома КПСС ЯАССР Г. И. Чиряев. Неоценимый вклад в развитие угледобычи Южной Якутии внес министр угольной промышленности СССР М. И. Щадов, и поныне внимательно следящий за развитием нашего предприятия. Эстафету организаторов производства достойно пронесли Ю. С. Тараскин, В. М. Ждамиров, Е. Ф. Сапрыкин, Ю. А. Захаров, А. В. Баулин, много лет интенсивного труда отдавшие на посту генеральных директоров предприятия.
Двадцать один год руководил Кангаласским угольным разрезом П. С. Хромов.
Серьезную школу шахтерского мастерства прошел на разрезе «Нерюнгринский» В. М. Щадов, который на сегодняшний момент возглавляет угольное направление в Федеральном агентстве по энергетике Минпромэнерго РФ. Коллективы угольщиков с благодарностью вспоминают руководителей производства, благодаря которым предприятие поныне живет и развивается.
«Якутуголь» сумел устоять в сложный для предприятия период реструктуризации отрасли, сохранил свой потенциал, профессиональные кадры. Менеджмент компании при действенной помощи руководства республики сумел выбрать наиболее оптимальную стратегию развития предприятия, организованно провести акционирование предприятия. В январе 2005 г. на открытом аукционе пакет государственных акций из 25 процентов плюс одна акция ОАО Холдинговой компании «Якутуголь» приобрела Стальная группа «Мечел».
Сегодня Обществу уже 40 лет, и оно характеризуется стабильной работой, предприятие постоянно наращивает объемы производства. «Якутуголь» является крупнейшим угледобывающим предприятием в Республике Саха (Якутия) и на территории Дальневосточного региона, занимает седьмое место в списке всех угледобывающих компаний России. Важно отметить, что сегодняшние успехи предприятия во многом являются результатом серьезного задела, который оставили нам первопроходцы, угольщики 1970-1980-х годов.
На протяжении всего срока деятельности предприятия системно, комплексно решаются вопросы повышения производительности за счет внедрения новой техники и новых технологий, модернизации производства, снижения заболеваемости, укрепления физического здоровья работников, создания благоприятного морально-психологического климата в едином шахтерском коллективе. Достойное внимание социальной составляющей бизнеса, выраженное в значительных затратах на цели укрепления здоровья работников и подрастающего поколения, обучение специалистов, заботу о пенсионерах и ветеранах, обеспечивает уверенность в будущем работников ОАО ХК «Якутуголь».
«Якутуголь» вот уже более 20 лет является надежным поставщиком угольной продукции, включая коксовый концентрат и энергетический уголь, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона АТР. Так, концентрат у нас закупают в течение многих лет многие крупнейшие металлургические компании Японии, Южной Кореи, Тайваня. Мы постараемся расширить географию поставок за счет Китая и Индии. Считаю, что дальнейшее увеличение угледобычи в России и Якутии возможно за счет усиления экспорта по данным направлениям.
В ближайшей перспективе перед российскими экспортерами энергетических углей в Азиатско-Тихоокеанском Регионе открывается реальная возможность расширения рынков сбыта своей продукции. По прогнозам аналитиков, к 2010 г.
азиатским рынком с учетом развития угледобывающих предприятий других стран, таких как Австралия, Индонезия, Китай и др., дополнительно будет востребовано 7 млн т высококачественных российских энергетических углей. В то же время растут поставки угольной продукции для нужд предприятий Российской Федерации, в том числе и Республики Саха (Якутия). В Дальневосточном федеральном округе в 2005 г. реализова но 45 % угля, добываемого «Якутуглем», в РС (Я) — более 14 %.
Стратегия развития угольной промышленности Республики Саха (Якутия), базирующаяся на принятом топливно-энергетическом балансе РС (Я) и пятилетней Программе развития угольной промышленности на 2004-2008 годы, сопряжена со складывающейся конъюнктурой внутреннего и внешнего угольного рынка. Помимо обеспечения энергетической безопасности РС (Я) и Дальнего Востока, одной из главных стратегических задач является увеличение добычи и реализации угля за пределы республики.
В соответствии с данными стратегическими задачами в компании идет работа по участию в аукционах и конкурсах на разработку угольных месторождений этого региона. Дальнейшая перспектива угледобычи в Южной Якутии связана с подземными работами. Сегодня в ХК «Якутуголь» выполнены технико-экономические проработки по строительству шахты «Холодниканская» с проектной мощностью 1,5 млн т на базе пласта «Пятиметровый» Нерюнгринского месторождения. В 2005 г. оформлена лицензия на недропользование по данному месторождению и начаты проектные работы.
На предприятии постоянно идет замена устаревшей горной и транспортной техники, обогатительного и шахтного оборудования. Для исполнения программы технического перевооружения компания привлекла иностранные инвестиции в размере 75 млн дол. США. Инвестором выступила компания «Сумитомо Корпорэйшн», являющаяся традиционным партнером ОАО ХК «Якутуголь».
Специалистами Обогатительной фабрики «Нерюнгринская» в результате научно-исследовательских работ была разработана новая технология обогащения и обезвоживания мелких классов угля без применения традиционного метода флотации, что позволило, с одной стороны, улучшить качество угольной продукции, а с другой, получить дополнительный экономический эффект.
Важно отметить, что предприятие постоянно сотрудничает с производителями по улучшению параметров горнотранспортной техники и адаптации его к сложным горно-геологическим и суровым климатическим условиям Якутии. В период совместной работы по доводке закупленной техники приходится доказывать и убеждать в необходимости тех или иных технических решений, изменений в конструкции узлов и деталей, позволяющих повысить эффективность новой техники. Так было и с новейшими экскаваторами «Комацу». Например, предложения по модернизации кабины экскаватора РС-5500 этой фирмы были учтены в модели РС-8000. Нами внесены изменения в конструкцию ковша РС-8000 для повышения жесткости металлоконструкций. Таким образом, на нашем производстве эксплуатируются эксклюзивные образцы горной техники.
Многие запасные части и быстроизнашивающиеся детали, в том числе и для новой техники, мы изготавливаем на своем ремонтно-механическом заводе.
Приобретение современного оборудования ведущих производителей горной техники позволило увеличить объемы производства и значительно повысить рентабельность производимой продукции. Основная отдача от приобретенного оборудования ожидается с 2006 г.: планируемые объемы добычи угля — 9,5 млн т (105 % к уровню предыдущего года), вскрыши — 65 млн м3 (рост к 2005 г. — 8,6
млн м3). Причем мы уделяем особое внимание приоритету роста опережающих вскрышных работ для задела на будущие объемы добычи.
Кроме того, внедрение высокопроизводительных горно-транспортных комплексов и передовых технологий в области углеобогащения позволяет нашему предприятию выпускать более широкий ассортимент углей — от энергетических до сильно коксующихся в различном ценовом диапазоне, что в свою очередь способствует ведению более гибкой сбытовой политики во всех сегментах угольного рынка.
Однако рост экспортного потенциала РС (Я) несмотря на значительные запасы ценных марок углей и благоприятную конъюнктуру Азиатского рынка, уже в ближайшей перспективе будет зависеть от следующих сдерживающих факторов. В первую очередь, это ограниченность пропускной способности Дальневосточной железной дороги, во-вторых, ограниченность мощностей угольных терминалов в морских торговых портах Приморья. Отсутствие единого логистического центра перевозок приводит к несогласованности действий и простоям как портовых терминалов, так и железнодорожных составов. Один факт.
За последние пять лет простои по отгрузке угля на экспорт из-за объявленных конвенций железной дорогой и портом «Восточный» составили 137 дней, что привело к убыткам «Якутугля» почти в 1 млрд руб.
Республика Саха (Якутия) обладает значительными запасами ценных экспортноориентированных углей, востребованных сегодня и в будущем. Для развития угледобычи сегодня имеется все, в том числе и инвесторы, готовые работать в этом направлении. Но на государственном уровне сегодня необходимо разработать программу по созданию условий для роста инвестиций на расширение мощностей угольных терминалов в морских портах и программу увеличения пропускной способности железной дороги с учетом планируемого роста угледобычи основных российских экспортеров.
Мы готовы приложить все свои усилия, опыт и профессионализм работников, чтобы внести достойный вклад в дальнейший рост экспорта России по углю, обеспечение других отраслей экономики достаточным количеством нашей высококачественной продукции.