Перспективы развития добычи



Предыдущая | Следующая

 

Перспективы развития добычи, переработки и использования бурых углей в России Бурые угли традиционно рассматриваются как важнейшая составляющая топливной базы тепло — и электроэнергетики России. Из общего количества разведанных запасов угля России на долю бурых углей приходится более половины — 103,11 млрд т (51,4 %).
Огромные запасы и благоприятные горно-геологические условия залегания бурых углей позволяют обеспечить низкую себестоимость их добычи, а значит и низкую стоимость электроэнергии, вырабатываемой на буроугольных ТЭС. Важность бурых углей для энер гетики страны отмечена в «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.» [1], в которой Канско-Ачинский бассейн — основная сырьевая база добычи бурых углей — был признан, наряду с Кузбассом, стратегическим.
Вместе с тем в сфере добычи, переработки и использования бурых углей на сегодняшний день накопился целый ряд критических проблем, без скорейшего решения которых долгосрочные перспективы данного вида топлива представляются весьма нерадужными.
Так, несмотря на широкое распространение месторождений бурого угля, его запасы размещены по территории России крайне неравномерно — 95,1 % разведанных запасов и 94,3 % прогнозных ресурсов сосредоточены в азиатской части страны. В европейской части страны лишь бурые угли Приполярного Урала могут рассматриваться в качестве перспективной сырьевой базы, а остальные бассейны либо практически полностью отработаны, либо характеризуются сложными горно-геологическими условиями и экономически не эффективны для промышленного освоения.
Преодоление кризисного для угольной промышленности периода в конце XX — начале XXI веков привело к ускоренному сворачиванию добычи именно бурых углей. За период 1990-2006 гг. добыча бурых углей в стране снизилась на 67,5 млн т или почти в 1,5 раза (рис. 1).
Если в 1990 г. доля бурых углей в угледобыче составляла 35 %, то к началу 2007 г. она снизилась до 24 %. В этот период добыча бурых углей в Подмосковном бассейне сократилась в 22 раза, в Восточной Сибири — в 1,35 раза, на Урале — в 5 раз, на Дальнем Востоке — в 1,5 раза. Можно сказать, что бурые угли выступили как демпфер, сгладивший негативные явления на рынке энергоресурсов.
В условиях отсутствия сколько-нибудь значимого прироста спроса на угольное топливо внутри страны буроугольные компании не могли поставлять свою продукцию на внешние рынки, так как их продукция по качественным и экономическим критериям не представляла интерес для зарубежных потребителей. Более того, на внутреннем рынке на традиционных сегментах бурые угли стали вытесняться каменными, особенно в европейской части страны и на Урале. Все это крайне отрицательно сказалось на инвестиционной привлекательности предприятий по добыче бурых углей.
Еще одна проблема — это дальность поставок рядового бурого угля, которая имеет жесткие экономические ограничения, связанные с резким снижением конкурентоспособности топлива с низкой теплотой сгорания по мере удаления от мест его производства.
Указанная проблема все более обостряется по мере роста тарифов на железнодорожные перевозки угля. В результате наиболее распространенные и дешевые в добыче канско-ачинские, азейские, харанорские и целый ряд других углей, по сути, становятся местным топливом, вместо того, чтобы стать реальной альтернативой природному газу на крупнейших тепловых электростанциях России.
В перспективе до 2020 г. прогнозируется существенный рост спроса на угольное топливо, прежде всего со стороны электроэнергетики.
В соответствии с Генеральной схемой развития электроэнергетики России [2] ввод новых генерирующих мощностей, ориентированных на сжигание бурых углей, в период 2008-2020 гг. составит 13,7-21,1 ГВт.
В результате к 2020 г. спрос на бурый уголь может возрасти в 1,65-2,0 раза и составить до 60-75 млн т у. т.
В этих условиях расположение крупных буроугольных месторождений в Центрально-Европейской части страны, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке создает уникальные предпосылки для эффективного обеспечения регионов России твердым топливом. Освоение и активная разработка указанных месторождений позволит диверсифицировать угледобычу по территории страны, что приведет к снижению транспортных издержек, увеличению энергетической безопасности и станет стимулом к развитию других сфер экономики в регионах России. Кроме того, это будет способствовать повышению безопасности угледобычи, так как большинство буроугольных месторождений пригодно для отработки высокоэффективным открытым способом.
Добыча бурых углей в России может быть доведена к 2020 г. до 105,2 млн т по умеренному и до 142,4 млн т по интенсивному варианту развития.
При этом даже действующие буроугольные месторождения обладают существенным и невостребованным до настоящего времени потенциалом роста, а новые месторождения являются потен циальными источниками формирования крупных промышленных кластеров.
Однако для использования этого потенциала необходимо гармонизировать развитие добычи и переработки бурого угля в соответствии с прогно зируемым спросом. Проведенный сопоставительный анализ добычи и использования бурого угля по регионам России [3] показывает, что в ряде случаев Рис. 2. Соотношение спроса и предложения бурого угля по федеральным округам к 2020 г. наблюдается серьезный дисбаланс между спросом и предложением, который устраняется лишь за счет завоза углей из других регионов (рис. 2).
В подавляющем большинстве случаев единственным вариантом поставок является завоз бурых углей из Красноярского края. При этом дальность транспортировки углей существенно превышает экономически обоснованные границы для топлива с теплотворной способностью 3500-3900 ккал/кг на рабочее состояние. В результате, планируемые к строительству новые угольные электростанции на бурых углях будут заведомо иметь худшие экономические показатели, чем ТЭС на каменных углях. Это может привести к инвестиционной непривлекательности буроугольных энергоблоков еще на стадии проектирования и финансированию их строительства по остаточному принципу (при отсутствии ресурсов каменных углей).
Вторым неблагоприятным последствием столь дальних перевозок канско-ачинских бурых углей является повышенная нагрузка на железные дороги на наиболее ответственном полигоне Сибирь-Урал.
Дополнительные объемы железнодорожных перевозок бурого угля в направлении европейской части страны (до 16 млн т к 2020 г.) в лучшем случае могут привести к серьезным ограничениям, а в худшем — будут невозможны без использования железнодорожной сети Казахстана.
Для решения указанных проблем были проведены исследования по гармонизации развития добычи, переработки и использования бурых углей применительно к четырем основным территориям: Центральноевропейская часть РФ (Подмосковный буроугольный бассейн);
Урал; Восточная Сибирь; Дальний Восток.
В Центральном ФО сложные горно-геологические и гидрогеологические условия залегания, а также низкое качество бурых углей не позволяют существенно увеличить добычу при приемлемых технико-экономических показателях. На основании имеющихся проработок можно утверждать, что добыча бурых углей в регионе в перспективе до 2020 г. не превысит 5,0 млн т.
Для обеспечения конкурентоспособности завозного буроугольного топлива на Центральноевропейском рынке необходимо, прежде всего, повышать его теплоту сгорания. Принципиально это может быть достигнуто за счет развития технологий глубокой переработки и облагораживания бурых углей, однако широкому распространению продуктов таких производств препятствует специфика российских энергетических установок, запроектированных на определенные качественные показатели угольного топлива. Вывод энергоблоков на реконструкцию в условиях складывающегося в Центральном ФО дефицита энергомощностей является весьма проблематичным.
Кроме того, при таком существенном изменении проектного топлива станция должна будет остановить одновременно все угольные блоки, чтобы не использовать две системы топливоподачи (одну — для рядового угля с низкой теплотой сгорания, другую — для высококалорийных продуктов переработки бурого угля). Поэтому ориентация на продукты глубокой переработки и облагораживания бурых углей возможна лишь на новых электростанциях.
Строительство новых мощных угольных электростанций на бурых углях предусматривается по максимальному варианту развития электроэнергетики в Приволжском ФО. Учитывая отсутствие перспективных буроугольных месторождений в округе (за исключением Тюльганского), именно здесь, еще на стадии разработки проектов ТЭС, необходимо ориентироваться не на рядовой бурый уголь, а на продукты его переработки (буроугольный полукокс и облагороженный бурый уголь из Красноярского края). Для этого уже в ближайшие 2-3 года необходимо провести опытно-промышленные испытания буроугольных продуктов на стойкость при транспортировке, лежкость при хранении, самовозгорание, измельчаемость, экологические выбросы и другие параметры. В этот же период необходимо определить оптимальный гранулометрический состав продуктов глубокой переработки и облагораживания бурых углей с точки зрения их транспортировки и последующего использования на электростанциях. Отдельного внимания требует определение путей минимизации издержек при облагораживании и глубокой переработке бурых углей в местах добычи и производства буроугольных продуктов.
В Уральском федеральном округе стратегически важным является освоение буроугольных месторождений Полярного и Приполярного Урала. При одновременной отработке Тольинского и Оторьинского буроугольных месторождений максимальная производственная мощность по добыче бурых углей в Уральском ФО может составить 12,5 млн т угля вгод. Достижение указанной производительности позволит не только компенсировать снижение добычи бурых углей в Челябинском угольном бассейне и на месторождениях Среднего Урала, но и обеспечить местными ресурсами растущую потребность в твердом топливе электростанций и котельных Свердловской и Челябинской областей, а также, возможно, Пермской области. При этом регион может пойти по пути создания региональных топливно-энергетических комплексов на основе бурых углей. Вариантами такой интеграции могут стать: постепенный отказ от использования экибастузских углей на Серовской ГРЭС в пользу Северо-Сосьвинских бурых углей, переориентация проектируемой Няганьской ГРЭС в Ханты-Мансийском АО на бурый уголь с целью высвобождения дополнительных объемов газа и др.
Основной объем добычи бурых углей будет сосредоточен в Сибирском ФО, где в рассматриваемой перспективе предусматривается активное развитие Канско-Ачинского бассейна со значительным превышением существующих ориентиров угледобывающих компаний. Расчеты показывают, что добыча бурых углей в Восточной Сибири может быть увеличена до 65-72,3 млн т к 2010 г. и до 85,9-100 млн т к 2020 г. При этом указанные объемы не являются предельными. При наличии спроса на бурый уголь может быть увеличена производственная мощность крупнейших угольных разрезов Красноярского края, причем с минимальными капитальными вложениями.
Буроугольная база Сибири имеет стратегическое значение, которое заключается в необходимости одновременной реализации трех важнейших миссий.
Первая и основная — это бесперебойное снабжение электростанций Сибирского ФО буроугольным топливом. При этом целевым вектором развития угольной промышленности Сибири является создание региональных топливно-энергетических комплексов в Иркутской и Читинской областях, а также в Республике Бурятии, оптимизация работы которых будет направлена на обеспечение минимальной долгосрочной цены вырабатываемой электроэнергии. Обеспечение потребностей экономики регионов Сибири в угольном топливе должно осуществляться прежде всего за счет местных ресурсов, высвобождая угли стратегических бассейнов (Кузнецкого и Канско-Ачинского) для топливообеспечения Европейской части России и Урала.
Вторая миссия — это поставка наиболее качественных бурых углей удаленным потребителям (в Центральный, Уральский и Дальневосточный федеральные округа). Реализация этой миссии практически полностью ложится на Канско-Ачинский буроугольный бассейн, во всяком случае, в отношении потребителей европейской части страны. Поставки бурых углей в регионы Дальнего Востока, кроме того, возможны за счет иркутских и читинских углей. В связи со значительной удаленностью потребителей угля — регионов Дальнего Востока, Центра и Урала — основной проблемой предприятий Восточной Сибири при реализации указанной миссии является исключительно высокая транспортная составляющая в цене угля.
Это обстоятельство обусловливает необходимость реализации третьей миссии, а именно — активного развития индустрии облагораживания и глубокой переработки бурых углей для поставок удаленным потребителям. В качестве основных направлений глубокой переработки и облагораживания бурых углей могут рассматриваться газификация, гидрогенизация, термобрикетирование, производство полукокса и другие варианты.
Для Дальневосточного района наиболее острая проблема в рассматриваемой перспективе — обеспечение устойчивого снабжения углем.
Источником этой проблемы являются качественные характеристики сырьевой базы бурых углей, которые не позволяют им долго храниться, а также недостаток мощностей по добыче угля. В перспективе, без принятия неотложных мер, положение будет только осложняться в связи с тем, что выбывают мощности по добыче бурых углей на Райчихинском, Павловском, Реттиховском и других месторождениях. В ближайшие годы наиболее реально нарастить добычу бурых углей в регионе только на Ерковецком и Бикинском месторождениях.
В этой связи, особую актуальность для Дальневосточного региона приобретает развитие геологоразведочных работ в части расширения сырьевой базы бурых углей. Наиболее перспективными для форсирования геологоразведочных работ являются Южно-Якутский, Ленский и Буреинский бассейны, а также ряд небольших месторождений в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской и Амурской областях. В случае если геологоразведочные работы не смогут выявить перспективные участки с запасами бурых углей в период до 2010г., стратегия развития энергетики региона должна быть пересмотрена в сторону постепенного перехода на использование высококалорийных и дешевых отсевов каменных углей, которые планируется получать после освоения Эльгинского каменноугольного месторождения в Якутии.
В заключение хочется отметить, что реализация предлагаемых решений по развитию добычи, переработки и использованию бурых углей требует объединения усилий государства и частных инвесторов. Лишь на этой основе может быть обеспечена системность в решениях, принимаемых органами исполнительной власти, угледобывающими, химическими и энергетическими компаниями в части структуры и темпов развития добычи, переработки и использования бурых углей в рассматриваемой перспективе.
Список литературы 1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года [Текст]:
[утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 1234-р 23 авг. 2003 г.]. — М., 2003
2. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года [Текст]: РАО «ЕЭС». — М., 2007.
3. Оценка современного состояния и разработка стратегии развития добычи, переработки и использования бурых углей на период до 2020 года [Текст] : отчет о НИР (заключ. ) / МГГУ. - М. , 2007.

/*/

в чем заключается переработка бурых углей?

/*/