О добыче угля в Дальневосточном Федеральном округе



Предыдущая | Следующая

 

 

О добыче угля в Дальневосточном Федеральном округе с общеэкономических позиций бизнеса Азиатско-Тихоокеанского региона Несмотря на значительный груз внутренних проблем и неравномерность социально-экономического уровня развития в регионах, Россия уверенно держит курс на интеграцию в мировое сообщество, рассчитывая получить новые импульсы для ускорения социально-экономического развития страны в целом. Об этом свидетельствуют итоги саммита «большой восьмерки» 2006 г., посвященного энергетической безопасности и другим актуальным проблемам современного мира [1], а также другие документы, отражающие политику Правительства РФ [2,3]. Целью данной публикации является поиск ответа на актуальный вопрос угольной отрасли Дальневосточного ФО, который может быть сформулирован следующим образом: как повлияет интеграция региона в экономическое пространство АТР на состояние угольных предприятий и углепромышленных территорий Дальневосточного ФО. Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть важнейшие параметры единого социально-экономического пространства, в котором предстоит конкурировать в новых условиях угольным предприятиям Дальневосточного ФО не только за рынки сбыта, но и за покупку основных ресурсов производства, имея в виду, в первую очередь, капитал и труд. Несмотря на то, что основными владельцами средств производства угольной отрасли и инфраструктуры (портовые хозяйства) Дальнего Востока сегодня стали частные компании, такие как ОАО «СУЭК», ОАО «Кузбассразрезуголь» и другие, проблемы обеспечения местных потребителей углем и энергоресурсами продолжают оставаться острыми и актуальными, вынуждающими региональные органы власти постоянно держать их на контроле. Саморегуляция спроса и предложения на рынке угля и топливно-энергетических ресурсов в регионе пока что не достигнута, хотя введены новые мощности по выработке электроэнергии (Вилюйская и Бурейская ГЭС) и углеводородному сырью (Сахалин-2). Это видно из рассмотрения структуры топливно-энергетического баланса Дальневосточного ФО и его субъектов, представленной в табл. 1, из которой видно, что потребность в завозе ТЭР хотя и сокращается, но продолжает оставаться весьма существенной (завоз угольного топлива составляет 30 % от потребности). Сопоставительный анализ макроэкономических факторов социально-экономического развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Дальневосточного ФО (ДВФО) показан на рис. 1, из которого видно, что, несмотря на относительно высокие ставки кредитов в России и ДВФО и весьма низкие ставки в других странах АТР, динамика индексов накопления у нас значительно отстает от мирового уровня. Желаемого притока зарубежного капитала в России и ДВФО, за исключением освоения месторождений углеводородного сырья на условиях Закона РФ о разделе продукции, не происходит. Более того, российский капитал продолжает утекать за границу через оффшорные зоны и другие схемы выведения финансовых средств от высоких налогов и политических рисков. Вследствие этого негативного процесса происходит снижение индекса потребления конечной продукции национальной экономики, что ведет к снижению уровня жизни населения России и ДВФО. Эти факторы негативным образом сказываются на производительности общественного труда, уровень которого в России и, особенно в ДВФО, оказывается самым низким в АТР (рис. 2). При этом сдерживается рост эффективного спроса на электроэнергию в Дальневосточном ФО и, как следствие, создается нестабильный спрос на твердое топливо, который сопровождается периодическими задержками платежей потребителей за отгруженный уголь. Для того чтобы способствовать интенсивному притоку капитала и квалифицированных трудовых ресурсов в Дальневосточный ФО, необходимо существенно повысить уровень эффективности их использования, доведя выработку ВВП на душу населения сначала до среднего уровня по России, а затем — до уровня, соответствующего Республике Корея, как самому близкому из развитых стран АТР, экономика которых развивается на инновационных технологиях. После решения этих ближайших задач, руководство Дальневосточного ФО может ставить более амбициозные задачи. На предприятиях угольной отрасли эффективность использования капитала оценивает ся на уровне не выше 1-2 %. Есть и убыточные предприятия, которые балансируют свои финансовые результаты за счет внутрикорпоративного перекрестного субсидирования. В ОАО «ЛуТЭК» этот показатель оценивается на уровне 3 %. Сама электроэнергетика региона позволяет достичь уровня рентабельности не более 7 %. Развитие угольного бизнеса, так же как и любого другого бизнеса Дальневосточного ФО, за исключением нефтегазового, требует существенного повышения эффективности использования труда и капитала. Это значит, что труд должен быть достойно оплачен и быть производительным, а капитал использоваться с рентабельностью не ниже соответствующего уровня развитых стран АТР. По мнению автора, этот уровень оценивается в 35-40 % при кредитных ставках на уровне не выше 15 %. Если рассматривать перспективы угольного бизнеса в Дальневосточном федеральном округе, то следует сказать, что он имеет здоровые тенденции роста. Во-первых, это связано, хотя и с медленным, но стабильным повышением удельного веса местных углей в балансе котельно-печного топлива, потребляемого в регионе (см. табл. 1, 2). Завоз угля в 2005 г., хотя и остался на уровне 6 млн. т, сложившемся к 2001 г., но при общем росте добычи, доля ввозимых углей в общем объеме ресурсов снизилась за этот период с 18 % до 15 %. Внутреннее потребление угля в регионе стабилизировалось на уровне 19 млн. т, при некотором его снижении на тепловых электростанциях, где как раз и потребляется большая часть ввозимых углей. Главными факторами, влияющими на конкурентоспособность местных углей в диаметрально противоположных направлениях, являются рост железнодорожных тарифов и невысокое качество местных углей. И, если первый фактор носит объективный характер удаленности залегания более качественных якутских, иркутских, бурятских, канско-ачинских и кузнецких углей, то второй фактор может быть нейтрализован за счет обогащения и переработки местных углей в более высококвалифицированные виды топлива. Производителям углей Дальневосточного федерального округа, особенно в Приморском и Хабаровском краях, где природные характеристики качества углей и условия их залегания не отличаются высокой конкурентоспособнос тью, по-видимому, целесообразно разрабатывать свои инвестиционные и инновационные программы, с учетом приведенных выше параметров мирового рынка. Это ав томатически приведет к росту преимуществ местных углей относительно завозимых в регион углей сибирских производителей.Список литературы 1. Российский статистический ежегодник. 2002. Статистический сборник. Официальное издание / М.: Госкомстат России, 2002. — 690 с. 2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб. / М.: Росстат, 2006. — 982 с. 3. Кузнецова Г. А. Развитие методов управления эффективностью угледобывающих предприятий (на примере ОАО «Приморскуголь») / Владивосток: изд. ТАНЭБ, 2003. — 261с.