О мерах государственной поддержки угольной отрасли России



Предыдущая | Следующая

 

 

О мерах государственной поддержки угольной отрасли России 26 февраля 2009 г. в Совете Федерации состоялось заседание «круглого стола» на тему «О мерах государственной поддержки угольной отрасли России». «Круглый стол» провели заместитель председателя Совета Федерации Светлана Юрьевна Орлова и первый заместитель председателя Комитета СФ по промышленной политике Сергей Владимирович Шатиров. В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители отраслевых министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, крупных промышленных предприятий, общественных организаций, средств массовой информации. Целью данного мероприятия стала оценка состояния угольной отрасли и выработка рекомендаций по ее поддержке в период мирового финансового и экономического кризиса. Без действенной поддержки на федеральном уровне весной 2009 г. в угольной промышленности может возникнуть крайне неблагополучная ситуация, и если не принять своевременных и правильных решений, то возможные потери национальной экономики могут иметь необратимые последствия. Об этом заявил в своем выступлении первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по промышленной политике Сергей Владимирович Шатиров. По оценке сенатора, если ничего не предпринимать, потери национальной экономики на угольном рынке могут иметь необратимые последствия. В ходе работы «круглого стола» участники подчеркнули актуальность проведения данного мероприятия в текущий период, обусловленный усилением явлений мирового кризиса, а также, исходя из того, что уголь в мировой практике является основ ным видом первичного энергоносителя, отметили необходимость выработки конкретных предложений и рекомендаций, направленных на сохранение производственных мощностей угольной отрасли и ее трудовых коллективов. Состояние угольной отрасли В недрах России сосредоточена треть мировых ресурсов угля (173 млрд т) и пятая часть разведанных запасов. Обеспеченность российской угольной промышленности разведанными запасами составляет более 400 лет. Общие кондиционные ресурсы углей России превышают 4 трлн т. Угольная отрасль России представлена сегодня 148 угольными разрезами, 96 шахтами, 48 обогатительными фабриками — всего 292 структурные технические единицы. Сегодня добывается 329 млн т угля, в том числе за 2008 г. для нужд энергетики — 260 млн т, для нужд коксования — 69 млн т. В отрасли задействовано около 200 тыс. человек. С угольной отраслью России связано, вместе с членами семей шахтеров и смежниками, около 3 млн человек. Основой уголь В президиуме «круглого стола»: заместитель губернатора по промышленности и энергетике Кемеровской области А. Н. Малахов; первый заместитель председателя Комитета СФ по промышленной политике С. В. Шатиров; заместитель председателя СФ С. Ю. Орлова; директор Департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго РФ К. Ю. Алексеев (слева направо) ной отрасли России является Кузнецкий угольный бассейн, расположенный на территории Кемеровской области. Сегодня в Кузбассе добывается 184 млн т угля, из них энергетического — 71 % и коксующегося — 29 %. На покрытие нужд российских энергетиков направляется 105 млн т, на нужды металлургической промышленности — 43 млн т. Важно отметить, что угольная отрасль практически первой заканчивает процесс реструктуризации. Закрыто 188 шахт и 15 разрезов, в том числе — 44 шахты — в Кузбассе. К концу 2010 г. планируется окончание всех основных мероприятий по реструктуризации отрасли. Однако до сих пор остались неразрешенными многие проблемы социального и экологического характера. К ним следует отнести вопросы о пайковом угле, о дополнительном пенсионном обеспечении, об эксплуатации природоохранных объектов, а также проблемы, связанные с переселением людей из аварийного и ветхого жилья, рекультивацией нарушенных земель, охраной окружающей среды и т. д. На это необходимо предусмотреть дополнительное выделение средств. В первую очередь на решение тех задач, по которым в годы реструктуризации были значительные отставания. Российская Федерация — не только крупнейшая угольная держава, но и один из мировых лидеров по торговле углем. Сегодня при производстве 303 млн т угольной продукции 97 млн т угля отправляется на экспорт. Уголь был и продолжает оставаться основой мировой энергетики. Доля угля в мировом энергобалансе сегодня составляет около 40 %. По прогнозам Международного энергетического агентства (Е1А) до 2025 г. потребление угля в мире будет увеличиваться в среднем на 1,5 % в год. Правительство Российской Федерации уже к 2010 г. намерено увеличить долю угля в топливном балансе российских тепловых электростанций до 34 %. По утвержденной на период до 2020 г. генеральной схеме размещения российских энергообъектов доля станций, работающих на угле, должна вырасти до 31-38 %. Однако произошедшие кризисные явления в мировой финансово-кредитной системе не могли не сказаться прежде всего на реальном секторе экономики России, куда входит ее угольный сегмент, являющийся составной частью энергетической и горнометаллургической отраслей. В сложившейся ситуации на предприятиях угольной промышленности со второй половины 2008 г. стало наблюдаться падение объемов производства. Уже в январе текущего года добыча угля в целом по России сократилась на 4,2 млн т или 14,6 %. Наиболее сложное положение с добычей возникло в части коксующихся углей. Из-за отсутствия спроса отдельные предприятия снизили свои объемы добычи на 50 % и более, в том числе на шахтах «Прокопьевскуголь», «Новая Юж ная», «Березовская» и флагмане российской угольной отрасли — шахте «Распадская». В области экспортных поставок энергетического угля объемы снижения, по некоторым оценкам составили 30 % и более. Проведенный анализ общего снижения и ухудшения практически всех отраслевых показателей демонстрирует, что без действенной поддержки на федеральном уровне в апреле — мае текущего года в угольной промышленности может возникнуть крайне неблагополучная ситуация. При этом если не добиться своевременных и правильных решений, то возможные потери национальной экономики могут иметь необратимые последствия. Основными причинами в создавшейся ситуации явились: — падение цен на внешнем и внутреннем рынках сначала на металл, а затем на уголь (цены упали более чем в 3,5 раза); — как следствие, при отсутствии продаж из оборота продукции были «вымыты» денежные средства; — резкое снижение спроса на металлы заставило металлургов снизить производство до уровня сохранения и поддержания мощностей — на 50-65 %, угольные компании, производящие коксующиеся угли, — на 75 % (сегодня коксующийся уголь при средней себестоимости более 2000 руб. за 1 т концентрата предлагается к закупке металлургическим предприятиям по 1700 руб.); — отсутствие кредитных средств (в условиях кризиса кредитная процентная ставка поднялась до уровня 25-30 %) привело к спекулятивному росту кредитных ставок, неприемлемых для реального сектора по условиям и срокам возврата основного долга; — рост железнодорожных тарифов (в настоящее время величина этих затрат составляет более половины стоимости экспортируемого угля), делает российский уголь неконкурентоспособным. На фоне ослабления российских позиций стал усиливаться приток чужого более дешевого угля, в том числе американского, ввозимого через порты Украины. В прошедшем году мы ввезли из Казахстана рекордные объемы экибастузского энергетического угля — около 30 млн т, причем он отличается низкими качественными показателями (зольность — на уровне более 40 %). Участники «круглого стола» единогласно выразили мнение, что в текущий период необходимо: — сохранить производственные мощности по добыче угля и трудовые коллективы, исходя из того, что уголь в ми ровой практике остается основным видом первичного вида энергоносителя; — принять срочные меры по стимулированию внутреннего спроса на продукцию черной металлургии, учитывая, что объемы потребления коксующегося угля находятся в прямой зависимости от объемов производимого металла на предприятиях черной металлургии; — увеличить вагонную составляющую в перевозочном тарифе, добившись этого путем отмены оплаты за возврат частных порожних вагонов на станцию погрузки угля при перевозке угля на экспорт и компенсации выпадающих доходов ОАО РЖД за счет средств государственной поддержки; — обеспечить кредитование угольных предприятий для восстановления оборотных средств; — изыскать возможность возмещения 2/3 ставки рефинансирования для реализуемых в отрасли инвестиционных кредитов; — сохранить и по возможности увеличить бюджетные ассигнования (в период 2009-2011 гг.), направляемые на субсидирование процентных ставок по ранее полученным целевым кредитам на модернизацию и реконструкцию шахтного фонда; — предусмотреть меры поддержки по финансированию мероприятий, направленных на закрытие и ликвидацию убыточных шахт, выплату денежных компенсаций, переобучение и последующее трудоустройство работников угольных предприятий. — рассмотреть на государственном уровне возможность централизованно через систему Росрезерва закупить у металлургических предприятий строительную сталь и трубы, что, по сути, явится решением по кредитованию промышленности, только не через банки, а через продукцию; — упростить процедуру возврата НДС, предусмотрев уменьшение сроков выплаты НДС при экспорте угля; — провести реструктуризацию задолженности угледобывающих компаний по налогам и сборам, а также по страховым взносам во внебюджетные фонды с учетом переноса сроков уплаты сумм основного долга на более поздние периоды; — определить более рациональную структуру топливноэнергетического баланса России с размещением генерирующих мощностей в тепловой электроэнергетике, исходя из привязки их к ресурсной базе добычи угля, а также целесообразности строительства линий электропередач из Сибири к потребителям на Урал и в центральную часть России. Выполнение решений Правительства Российской Федерации, Указов Президента России, постановлений Федерального Собрания Российской Федерации является важным моментом в жизни нашего государства, тем более в столь сложный кризисный период. Однако следует констатировать, что не всегда федеральные органы власти относятся с полной мерой ответственности к выполнению и реализации принятых решений. Так известно, что весьма значимыми вопросами для угольной отрасли были и остаются вопросы безопасности. В этой связи, после трагических событий на шахтах Кузбасса весной 2007 г., Совет Федерации принял 6 июля 2007 г. Постановление № 285-СФ «О состоянии нормативной и правовой базы и контроле над обеспечением безопасности в угольной отрасли». Комитет Совета Федерации по промышленной политике уделил особое внимание решениям данного постановления. В апреле 2008 г. было проведено рабочее совещание, на котором был рассмотрен вопрос о ходе выполнения данного постановления Совета Федерации. К сожалению, в своих выводах Комитет Совета Федерации по промышленной политике вынужден был признать неудовлет ворительной работу федеральных органов власти, в том числе Минэнерго России, Минпромторга России, Минэкономразвития России, Ростехнадзора и других профильных министерств и ведомств в части исполнения Постановления Совета Федерации от 6 июля 2007 г. № 285-СФ. Из всех перечисленных в постановлении вопросов, выделенных в качестве неотложных, к настоящему времени решен только один — об изменении подведомственности ФГУП «ВГСЧ» (распоряжение Правительства РФ от 30 января 2008 г. № 87-р) В ноябре в Москве и в декабре 2008 г. в Кемеровской области было проведено два совещания с участием заместителя председателя Правительства Российской Федерации Игоря Ивановича Сечина, где были сформулированы мероприятия и ряд значимых и безотлагательных решений. Однако до настоящего времени ни одно из принятых решений еще не проведено в жизнь. В связи с этим участники «круглого стола» особенно подчеркнули необходимость более ответственного подхода к выполнению решений, принятых высшими органами государственной власти. В СВЯЗИ С ИЗЛОЖЕННЫМ, УЧАСТНИКИ «КРУГЛОГО СТОЛА» РЕКОМЕНДУЮТ: 1. Правительству Российской Федерации: 1.1. образовать межведомственный координационный центр (МВКЦ) по решению проблем угольной промышленности Российской Федерации под руководством заместителя председателя Правительства Российской Федерации с участием представителей органов федеральной власти, угледобывающих субъектов Российской Федерации, угольного бизнеса и Росуглепрофа с целью обеспечить: — разработку антикризисной программы государственной поддержки угольной отрасли в условиях мирового финансового кризиса; — мониторинг осуществления мероприятий по оказанию государственной поддержки угольной отрасли с учетом координации деятельности предприятий горно-металлургического комплекса и железнодорожного транспорта; 1.2. рассмотреть в установленном порядке принятие следующих решений: — дополнить энергетическую стратегию России разделами о налоговом стимулировании использования ресурсов угольных месторождений, включая проекты по утилизации дегазационного метана и стимулированию внедрения экологически чистых технологий добычи угля и производства электроэнергии на угольных электростанциях; — создать объединенную лизинговую компанию для обеспечения угледобывающих организаций горнотранспортным оборудованием; — увеличить средства федерального бюджета, направляемые на обеспечение деятельности военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ) угольной промышленности (в соотношении 50 % и 50 %); — при расчетах стартового размера разового платежа за пользование недрами определение производственной мощности производить исходя из действующих технических характеристик оборудования, схем отработки запасов и имеющейся инфраструктуры; 1.3. в части совершенствования нормативной правовой базы, направленной на развитие угольной промышленности: — ускорить разработку проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (в части компенсации выпадающих доходов бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации) при введении дифференцированного порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля; — предусмотреть и внести поправки в Федеральный закон «О бюджете Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» в части продления сроков действия возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями угольной промышленности в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов по обновлению основных производственных фондов и обеспечение промышленной безопасности, до 2011 г., а также увеличения объемов финансирования до 4 млрд руб.; — разработать и внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (в главу 25) в части применения к основной норме амортизации налогоп Директор Департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго РФ К. Ю. Алексеев сообщил, что министерство начнет проработку механизма компенсации 2/3 ставки рефинансирования по кредитам угольных компаний уже в марте 2009 г. О состоянии угольной отрасли Кузбасса рассказал заместитель губернатора по промышленности и энергетике Кемеровской области А. Н. Малахов лательщиками-организациями, осуществляющими деятельность по добыче, обогащению, и переработке угля специального коэффициента, уравняв, тем самым, предприятия угольной промышленности в правах с посредническими лизинговыми компаниями; — ускорить разработку технических регламентов и национальных стандартов для угольной отрасли Российской Феде — во исполнение требований Трудового кодекса РФ принять постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее продолжительность рабочей смены и дополнительных отпусков для различных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; 1.4. поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти разработать планы конкретных мероприятий на период с 2009 г. по 2011 г. по осуществлению государственной поддержки предприятий угольной отрасли, в том числе: Министерству энергетики России: — разработать и представить в Правительство Российской Федерации предложения по увеличению доли угольной составляющей в топливном балансе предприятий электроэнергетики, а также замещению российским углем экибастузских углей (ввозимых из Казахстана) на электростанциях Уральского и Сибирского федеральных округов; — совместно с Минпромторгом России, Минэкономразвития России, Минфином России разработать предложения по увеличению объемов добываемого угля за счет поддержки спроса на продукцию черной металлургии с учетом реализации инфраструктурных проектов и инвестиционных программ ОАО «Газпром» и ОАО «Транснефть» — основных потребителей трубной продукции, а также за счет поддержки спроса на продукцию черной металлургии с учетом реализации решений Правительства Российской Федерации по оказанию помощи российской автомобильной промышленности; — совместно с Минтрансом России и ФСТ России разработать план мероприятий по стимулированию поставок российского угля на экспорт; — совместно с Минрегионом России, Минпромторгом России, ФАС России, ОАО «РЖД» и компаниями-операторами подвижного состава разработать на 2009-2011 гг. сетевой график по отгрузке угля российским потребителям, в том числе организациям электроэнергетики и ЖКХ; — совместно с Минпромторгом России, Минрегионом России, с участием организаций угольной отрасли, горнометаллургического комплекса, энергетики и ЖКХ подготовить предложения по оптимизации складских запасов угля; Министерству промышленности и торговли России: — совместно с Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минтрансом России, Минфином России, ФАС России, ОАО «РЖД», компаниями-операторами подвижного состава создать рабочую группу для проработки решений вопросов по производству железнодорожных грузовых вагонов (полувагонов) на российских предприятиях, а также повышению ставки ввозной таможенной пошлины на импортные железнодорожные грузовые вагоны (полувагоны) по мере наращивания отечественного — совместно с Минфином России, Минэкономразвития России, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» в месячный срок подготовить предложения по реструктуризации накопленной задолженности (более 20 млрд руб.) металлургических компаний угольным предприятиям за поставленный уголь для коксования по ранее заключенным долгосрочным договорам; — совместно с Минэкономразвития России, Минэнерго России выработать согласованные решения и проинформировать металлургические компании об объемах и ассортименте металлопродукции необходимых для обеспечения государственных закупок для реализации инвестиционных проектов и программ нефтегазового комплекса, электроэнергетики, автомобильной промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей; Министерству транспорта России: — совместно с Минэнерго России, ФАС России, ФСТ России, ОАО «РЖД», компаниями-операторами подвижного состава, ОАО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» образовать рабочую группу по подготовке необходимых предложений, в части внедрения новых технологий и методов по оперированию вагонным парком; — совместно с Минэнерго России, ФСТ России, ОАО «РЖД», компаниями-операторами подвижного состава для обеспечения рентабельности перевозки угля частным вагонным парком увеличить вагонную составляющую в перевозочном тарифе, предусмотрев отмену оплаты за возврат частных порожних вагонов на станцию погрузки угля при перевозке угля на экспорт и компенсацию выпадающих доходов ОАО «РЖД» за счет средств государственной поддержки; — совместно с ФСБ России, ФТС России, Росграницей и Минэнерго России рассмотреть вопрос об организации дополнительного пропускного пункта под отгрузку угля через государственную границу Российской Федерации в порту Ванино; Министерству финансов России: — рассмотреть и внести в Правительство Российской Федерации предложения по предоставлению льготных ставок кредитования (и депозитных схем) на нужды операционной деятельности угледобывающих компаний, а также по увеличению бюджетных ассигнований (в период 2009-2011 гг.), направляемых на субсидирование процентных ставок по ранее полученным целевым кредитам для модернизации и реконструкции шахтного фонда; — рассмотреть и внести в Правительство Российской Федерации предложения о снижении сроков возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) для угледобывающих организаций при проведении ими экспортных операций; — совместно с Центробанком России, Минтрансом России, ОАО «РЖД» рассмотреть возможность предоставления кредитных средств по льготным ставкам для реализации инвестиционных проектов и программ ОАО «РЖД»; Минэкономразвития России: — совместно с Минфином России, Минэнерго России, ФТС России внести в установленном порядке предложения об установлении повышенной ввозной таможенной пошлины на импортируемый уголь и продукты его переработки, а также об установлении нулевой таможенной пошлины при экспорте российского угля и продуктов его переработки на период 2009-2011 гг.; — совместно с Минэнерго России, Минфином России и администрациями российских угольных регионов подготовить согласованные предложения по финансированию мероприятий, направленных на ликвидацию убыточных шахт с учетом выплаты работникам денежных компенсаций, затрат на переобучение и последующее трудоустройство работников; — рассмотреть возможность включения угольных предприятий (компаний) в формируемый список системообразующих предприятий для оказания необходимой поддержки и их финансового оздоровления; — совместно с Минфином России, Центробанком России, представителями кредитных учреждений, иных заинтересованных участников, рассмотреть предложение администрации Кемеровской области по изысканию средств для реализации инвестиционных проектов, направленных на создание дополнительных рабочих мест; Федеральной службе по тарифам: — совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, ОАО «РЖД» рассмотреть вопрос об установлении временного понижающего коэффициента к прейскуранту 10-01 на перевозку угля на экспорт железнодорожным транспортом; Федеральной антимонопольной службе: — совместно с Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Минэнерго России провести аудит существующих долгосрочных контрактов на поставку продукции угольными предприятиями с целью определения критериев для формирования нового расчетного механизма, позволяющего варьировать ценами, гибко реагируя на изменения экономических условий хозяйствования, с учетом особых условий ответственности и страховых компенсаций в рамках выполнения долгосрочных контрактов; 2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: 2.1. в первоочередном порядке рассмотреть: — поправки в статьи 92 и 94 Трудового кодекса Российской Федерации, предоставляющие субъектам хозяйственной деятельности право самостоятельно определять продолжительность рабочей смены на основании согласованной позиции работника, профсоюза и работодателя трудиться в пределах установленной максимальной продолжительности рабочей недели; — поправки в Главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации, уравнивающие предприятия угольной промышленности в правах с посредническими лизинговыми компаниями, которые могут использовать для целей амортизации оборудования, поставляемого предприятиям угольной промышленности, коэффициент 3; — поправки в Федеральный закон «О бюджете Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», предусматривающие увеличение до 4 млрд руб. объема денежных средств, выделяемых на цели исполнения обязательства Российской Федерации по компенсации процентных ставок по кредитам, привлеченным на цели инвестиций и безопасности предприятиями угольной промышленности в российских банках в 2005-2007 гг.; 2.2. поддержать проект федерального закона № 63160-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и Закон Российской Федерации «О недрах», принимая во внимание актуальность и настоятельную потребность в обществе разработки законопроекта, способствующего снижению причин возникновения взрывов и аварий на предприятиях угольной промышленности. 2.3. поддержать проект федерального закона № 136395-5 «О внесении изменения в часть четвертую Трудового кодекса Российской Федерации» в части особенностей регулирования труда работников, занятых на работах с опасными условиями труда в организациях, осуществляющих добычу каменного угля подземным способом. 3. Субъектам Российской Федерации: 3.1. использовать прямые долгосрочные договора с производителями угля, исключив участие посредников и обеспечив своевременную оплату угля, поставляемого муниципалитетам, организациям горно-металлургического комплекса, энергетики и ЖКХ.