Социальное партнерство ГУ «Соцуголь»и Росуглепрофа



Предыдущая | Следующая

 

Социальное партнерство ГУ «Соцуголь»и Росуглепрофа в период реструктуризации угольной отрасли ПОПОВ Владимир Николаевич Доктор экон. наук, профессор Директор ГУ «Соцуголь» МОХНАЧУК Иван Иванович Председатель Росуглепрофа Динамичность реструктуризации угольной отрасли во многом была связана с результативностью системы социального партнерства. Большая роль в формировании этой системы, ее развитии по праву принадлежит Российскому независимому профсоюзу работников угольной промышленности (Росуглепрофу), который в мае 2005 г. отметил 15 лет со дня своего образования.
Росуглепроф сегодня действует в 27 субъектах Российской Федерации и представляет собой: 469 членских профорганизаций (из них более трети — угледобывающие предприятия), на учете в которых состоят 276 929 членов профсоюза. За годы реструктуризации количество членских профорганизаций уменьшилось на 46 %, причем основная причина сокращения — это ликвидация нерентабельных шахт, шахтостроительных организаций и обслуживающих угледобычу предприятий.
В сложившейся системе социального партнерства особо следует выделить положительные результаты взаимодействия Росуглепрофа с государственным учреждением «Соцуголь» при проведении антикризисной социальной политики в период 1998 – 2005 гг.
Это взаимодействие базировалось на совместном анализе, обсуждении важнейших социально-экономических проблем отрасли, совместных разработках механизмов комплексной социальной защиты высвобождаемых работников, их внедрении и мониторинге, нормативно-законодательном обеспечении.
Механизмы комплексной социальной защиты включали адресную поддержку высвобождаемых работников в виде различных материальных компенсаций и социальных льгот, предусмотренных действующим законодательством и отраслевым тарифным соглашением, а также мер, направленных на оздоровление местной экономики, стабилизацию локальных рынков труда за счет создания новых рабочих мест, организации предпринимательской деятельности, переселения граждан и др.
Можно привести немало примеров результативности социального партнерства государственного учреждения «Соцуголь» и Росуглепрофа. Так, в 1998 г. по заданию МВК совместно были подготовлены законодательные предложения по ужесточению ответственности работодателей, допускающих задолженность по заработной плате. Погашение задолженности по заработной плате работникам закрываемых и действующих организаций угольной отрасли было одним из самых капиталоемких мероприятий по социальной защите за счет средств государственной поддержки. Так, из 1,7 млрд руб. бюджетных средств, направленных на социальную защиту, в период 1998 – 2005 гг. на погашение задолженности по заработной плате было направлено почти 40 %. Отметим, что сегодня такое негативное явление, как задолженность по заработной плате, в угольном комплексе еще полностью не изжито. Однако за 2000 – 2005 гг. долги по заработной плате сократились с двух месяцев до 0,5 месячного фонда заработной платы. При этом количество организаций, имеющих задолженность по выплате заработной платы, сократилось в три раза — с 27 в 2000 г.
до девяти в 2005 г.
В 1999 г. совместно с Росуглепрофом была разработана Методика расчета бюджетных средств на селективную поддержку, технические работы, социальную защиту и реализацию Отраслевого тарифного соглашения. В том же году были утверждены разработанные при участии профсоюза нормативные документы о порядке обеспечения бесплатным пайковым углем, переселении граждан из районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и Кизеловского угольного бассейна. Доля направления обеспечения пайковым углем в общем объеме бюджетных средств на социальную защиту за период 1998 – 2005 гг. составила почти 30 % средств государственной поддержки. Необходимо отметить конструктивную роль Росуглепрофа в решении проблем обеспечения пайковым углем для бытовых нужд, которым за период 1998 – 2005 гг. в объеме около 5 млн т было обеспечено 489 тыс. чел. Представители профсоюза принимают активное участие в работе конкурсной комиссии по поставкам угля. Так, с их участием было проведено около 300 конкурсов на закупку и оказание услуг по приемке, хранению и выдаче пайкового угля.
В связи с законодательными изменениями в 2004 г. список получателей бесплатного пайкового угля значительно сузился. По инициативе Росуглепрофа, с привлечением депутатов Государственной Думы Российской Федерации, представляющих интересы углепромышленных регионов, были разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности». Эти предложения, позволяющие расширить круг получателей бесплатного пайкового угля, в настоящее время рассматриваются в Государственной Думе.
На протяжении более четырех лет, с момента принятия Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Росуглепроф решал проблему пенсионного обеспечения работников отрасли, состоящую из двух частей, а именно: восстановление льготного исчисления стажа работы, дающего право на досрочную пенсию по старости, и повышение уровня пенсионного обеспечения работников отрасли. В результате проведенной профсоюзом работы проблема, связанная с исчислением стажа, была решена путем подписания 02.05.2006
постановления Правительства РФ № 266 «О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О тудовых пенсиях в Российской Федерации». А именно: «При исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке: каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин — за 1 год и 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, — за 9 месяцев.».
Вторая составляющая этой проблемы — установление размера пенсии на уровне не ниже 75 % от средней заработной платы работника угольной промышленности. В настоящий момент на уровне Совета Федерации проводится работа по разработке механизма решения этой проблемы. Росуглепроф и «Соцуголь» принимают активное участие в этой работе, предлагая различные варианты решений, но настаивая на увеличении пенсий как минимум в два раза уже в этом году.
Росуглепроф принимает активное участие в совершенствовании системы дополнительного пенсионного обеспечения работников организаций угольной отрасли, находящихся в стадии ликвидации. Всего на начало 2006 г. получали дополнительную пенсию 124,9 тыс.
пенсионеров угольщиков.
В связи с недостаточным финансированием мероприятий по дополнительному пенсионному обеспечению, особенно в период массового увольнения работников ликвидируемых организаций, ликвидационные комиссии, стараясь охватить большее число пенсионеров, назначали пенсии в размерах, заниженных по отношению к расчетной величине. Это привело к тому, что несколько десятков тысяч пенсионеров, уволенных из ликвидируемых организаций, получают указанную пенсию в размере ниже расчетного. Для исправления сложившегося положения в настоящее время ведется работа по корректировке проектов ликвидации организаций отрасли. При этом предусматривается доведение выплат дополнительных пенсий этой достаточно многочисленной группе пенсионеров до расчетного В период 1998 – 2005 гг. была проведена большая работа по реализации программ местного развития, на которые из средств федерального бюджета было направлено 6 813,1 млн руб.
За счет этих средств осуществлены следующие мероприятия:
— предувольнительные консультации для 64 тыс. чел.;
— профессионально переобучено около 9 тыс. чел.;
— обеспечено временное трудоустройство на общественных работах 26 тыс. чел.;
— создано почти 40 тыс. новых постоянных рабочих мест;
— вовлечено в малый бизнес 6 тыс.
— переселено из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также из городов Кизеловского угольного бассейна почти 8 тыс. семей.
При этом необходимо отметить, что территориальные органы Росуглепрофа всегда являлись и являются постоянными членами Наблюдательных советов при администрациях шахтерских городов и поселков. Без учета мнения территориальных органов профсоюза не мог быть реализован ни один инвестиционный проект по созданию новых рабочих мест.
Следует отметить роль Росуглепрофа в решении проблем, связанных с переселением граждан из районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и Кизеловского угольного бассейна. Именно Центральный комитет Росуглепрофа не согласился с законодательными изменениями, внесенными в Федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и другие нормативные документы, которые резко сузили перечень категорий граждан, которым государство оказывало содействие в переселении с «Северов», и предпринял активные меры по разрешению этой правовой коллизии. В результате этих мер в нормативно-правовую базу были внесены изменения, что позволило сохранить право на переселение высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имевших его в соответствии с ранее действовавшими нормативными Основным источником доходов работников предприятий угольной отрасли является заработная плата. За период 2000 – 2005 гг. наметилась устойчивая тенденция роста среднемесячной заработной платы. Уровень среднемесячной заработной платы работника в угольной промышленности в 2005 г. (13 291 руб.)
оказался выше среднего уровня заработной платы по Российской Федерации в 1,5 раза.
Анализ покупательной способности среднемесячной заработной платы работника свидетельствует о том, что подавляющее большинство организаций угольного комплекса имеют средний уровень покупательной способности от двух до шести прожиточных минимумов (ПМ). Немало организаций, которые имеют высокий уровень покупательной способности. Все эти угледобывающие организации в основном находятся в Кемеровской области. В то же время имеются угледобывающие организации с низким уровнем покупательной способности заработной платы: организации в Сахалинской области (ниже 1,5 ПМ), ОАО «Оренбургуголь» (1,61 ПМ), ОАО «Ленинградсланец» (1,66 ПМ), ООО «Сулинантрацит» в Ростовской области (1,96 ПМ).
А такая организация, как ООО «Бурятуголь», по покупательной способности зарплаты имеет уровень бедности — 0,83 прожиточного минимума. Росуглепроф намерен добиваться от работодателей установления на всех предприятиях минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума.
В существующей, законодательно оформленной системе социального партнерства роль участников социального диалога (работодателя, работников, объединенных профсоюзом, и государственных органов власти) ограничивается рамками регулирования социально-трудовых отношений. В связи с административной реформой и изменениями в организационной и функциональной структуре федеральной исполнительной власти профсоюзам работать на федеральном уровне стало сложнее, а ведь еще не забылись наработанные за годы реструктуризации схемы их взаимодействия с органами федеральной, региональной и муниципальной власти по решению социально-экономических проблем работников угольной отрасли.
Конструктивное участие Росуглепрофа в решении проблем, его взаимодействие с ГУ «Соцуголь» показывают, что роль профсоюзов в условиях формирования и совершенствования рыночных отношений не должна ограничиваться только предприятием и протекающими там социально-трудовыми процессами.
Росуглепроф на протяжении последних нескольких лет предпринимает попытки объединить усилия и потенциал всех собственников угольных компаний и работодателей в создании единых условий («правил игры») и новых механизмов в системе взаимодействия с законодательной и исполнительной властью Российской Федерации. Для осуществления такого объединения (с учетом имеющегося опыта в других отраслях экономики) нами предлагалось создать Национальную угольную ассоциацию России, членами которой могли бы стать угольные компании, акционерные общества по добыче и переработке угля, горного машиностроения, шахтного строительства, науки, государственные и общественные организации.
Такое объединение всех сторон социального диалога, по нашему мнению, способно оказать позитивное влияние на процессы формирования гражданского общества на углепромышленных территориях.