О переселении шахтерских семей из районов Крайнего Севера



Предыдущая | Следующая

 

О переселении шахтерских семей из районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и Кизеловского угольного бассейна за период 1998-2007 гг.
КУЗНЕЦОВ Дмитрий Ильич Заместитель начальника управления по координации программ местного развития ГУ «Соцуголь » В ходе реструктуризации угольной промышленности одной из важных мер социальной поддержки шахтерских семей была организация их переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели.
До 1994 г. переселение шахтерских семей осуществлялось бессистемно, силами предприятий и организаций отрасли, выделяемые на эти цели средства использовались крайне неэффективно.
Учитывая значимость проблемы переселения, в 1994 г. была разработана и утверждена Минтопэнерго России отраслевая программа строительства жилья в средней полосе России для переселения из угледобывающих регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей шахтерских семей за счет средств государственной поддержки угольной промышленности. За 1994-1997 гг. более 7300 семей ветеранов, инвалидов и семей погибших и высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности получили квартиры в центральных районах России.
По условиям предоставления на проведение реструктуризации угольной отрасли бюджетозамещающего займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) выделение средств государственной поддержки на финансирование расходов по переселению с 01.07.1996 было практически прекращено. В связи с этим принятое постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.1997
№ 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» не предусматривало финансирования расходов на переселение шахтерских семей.
После многочисленных обращений шахтеров-ветеранов, неоднократного рассмотрения этой проблемы в Правительстве Российской Федерации была достигнута договоренность о финансировании расходов по переселению за счет средств государственной поддержки угольной промышленности, выделяемых из Федерального бюджета на реализацию «Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» (ПМР). Это нашло отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.09.1998 № 1026, после принятия которого организацией процесса переселения занималось ГУ «Соцуголь».
В связи с отсутствием на этот момент нормативных документов, регламентирующих вопросы переселения шахтерских семей, пришлось на первом этапе «на ходу» заниматься разработкой, согласованием и утверждением соответствующих ведомственных нормативных документов. В 1998 г. было разработано и утверждено «Временное положение по реализации направления ПМР «содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам». Позднее было разработано и утверждено 15 ноября 1999 г. Президиумом Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов (МВК) «Положение о содействии переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по направлению «содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам» (введено в действие приказом Минтопэнерго России от 9 декабря 1999 г. № 424). Затем уточненный вариант данного положения был утвержден приказом Минэнерго России от 19 июня 2002 г № 185 (зарегистрирован в Минюсте России 14 августа 2002 г., регистрационный № 3687) как самостоятельный раздел «Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли».
Все указанные положения разрабатывались на основе и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.1997 № 1523 (в редакции постановления от 03.09.1998 № 1026), последнее из них действовало до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Принятым после этого постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» были признаны утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.12. 1997 № 1523 и от 03.09. 1998 №
1026. Соответственно утратили силу и все ведомственные нормативные акты, разработанные на их основе, включая и упомянутые выше положения. Этим постановлением был утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, предусматривающий в числе других финансирование мероприятий по реализации ПМР.
Порядок предоставления субвенций на реализацию ПМР был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428, которое действует в настоящее время в редакции постановления от 14.11. 2007 № 778. Последняя редакция постановления предусматривает выделение средств на реализацию ПМР в виде межбюджетных трансфертов (ранее субвенций), предоставление социальных выплат для приобретения жилья (ранее жилищных субсидий).
До принятия постановления Правительства Российской Федерации от 24.12. 2004 № 840 за счет средств, выделяемых из Федерального бюджета на финансирование расходов по переселению, жилищные субсидии для приобретения жилья выделялись для семей пенсионеров, ветеранов, погибших и высвобожденных работников.
Данным постановлением предоставление жилищных субсидий пенсионерам, инвалидам и семьям погибших работников угольной промышленности не предусмотрено, и их переселение должно осу ществляться в рамках реализации программы «Жилище» на 20022010 гг. за счет предусматриваемых в ней средств на реализацию Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Кроме переселения шахтерских семей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1068 в 1999-2005 гг. осуществлялось переселение высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности Кизеловского бассейна. За 1998-2007 гг. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию ПМР, было переселено 8716 шахтерских семей, из них 7009 семей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и 1707 семей из неперспективных шахтерских городов Кизеловского угольного бассейна с объемом затрат 3803,0, 3283,7 и 519,3 млн руб. соответственно.
В связи с выполнением принятых государством обязательств по переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности Кизеловского бассейна постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г.
№ 687 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. № 840, исключающие дальнейшее финансирование расходов на переселение этой категории работников.
Федеральный закон от 27 сентября 2005 г. № 123-ФЗ установил, что работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В «Комплексе мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах», утвержденном приказом Минпромэнерго России от 27 июля 2006 г. № 177,
предусмотрены затраты на переселение высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности в соответствии с условиями, определенными в Федеральном законе от 27 сентября 2005 г. № 123-ФЗ.
В этом документе предусмотрено переселение в 2006-2010 гг.
3922 семей высвобожденных работников с объемом затрат 2959,2 млн руб., определенным на основе дефляторов (индексов роста цен в строительстве) Минэкономразвития России и подлежащем уточнению с учетом реального роста стоимости жилья в указанные годы.
что, в основном, и обусловило уменьшение количества переселенных семей против расчетного.
В этой связи Минпромэнерго России обратилось в Правительство Российской Федерации с просьбой об увеличении на ближайшие годы объемов средств из федерального бюджета для возможности переселения предусмотренного в Комплексе мероприятий количества семей высвобожденных работников. В настоящее время данный вопрос находится в стадии рассмотрения. Необходимо отметить и имеющиеся еще недостатки при организации переселения семей высвобожденных работников, снижающие эффективность использования выделяемых из бюджета Российской Федерации средств на финансирование расходов по переселению в рамках реализации ПМР:
— значительное количество отказов переселяемых граждан от предоставляемых им жилищных субсидий, особенно в городах Воркуте и Инте Республики Коми, что в условиях ежеквартально меняющихся цен на жилье приводит к уменьшению количества переселяемых семей;
— задержки с подбором кандидатур на переселение, что наиболее характерно для Беринговского района и г. Южно-Сахалинска;
— формальный подход администраций муниципальных образований к ежегодной перерегистрации граждан, что дает искаженную картину об оставшемся количестве не переселенных семей. Так, по г. Воркуте за последние несколько лет на основе данных администрации выделяются средства на завершение переселения высвобожденных работников шахт «Южная», «ЮньЯга», «Юр-Шор», «Центральная», по которым практически подбирается ежегодно незначительное количество кандидатур;
— принятие значительного количества судебных решений о включении в составленные на момент ликвидации организаций списки дополнительного количества семей либо необоснованного увеличения их состава. Это происходит зачастую при пассивной позиции администраций органов местного самоуправления и непрофессионального подхода их юридических служб к рассмотрению исковых заявлений граждан.
К числу объективных трудностей следует отнести сужение первичного и вторичного рынков продаж жилья в субъектах Российской Федерации, что приводит к затруднению поиска подходящих вариантов приобретения квартир и вынужденному, иногда обоснованному, отказу граждан от предоставленных субсидий.
Устранение указанных недостатков и решение отмеченных выше проблем выделения дополнительного объема средств на переселение семей высвобожденных работников позволит решить задачу по завершению процесса переселения в соответствии с “Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах».
В 2006-2007 гг. средства на переселение выделялись в соответствии с предусмотренными в Комплексе мероприятий объемами.
Из-за резкого удорожания стоимости 1 кв. м общей площади жилья, определяемой ежеквартально Минрегионом России и используемой для расчета размеров предоставляемых гражданам субсидий, за прошедшие два года было переселено 1147 семей, вместо предусмотренных в Комплексе мероприятий 1654 шахтерских семьей. Следует отметить, что рост стоимости жилья происходил в 1999-2007 гг.
постоянно (см. рисунок).
На рисунке приведены данные о росте стоимости 1 кв. м общей площади жилья и средней расчетной величины одной приобретенной квартиры. При этом стоимость 1 кв. м общей площади жилья выросла за эти годы в 5 раз, а расчетная стоимость одной приобретенной квартиры почти в 6 раз. Особенно резкий рост Рост стоимости 1 кв. м общей площади жилья и средней расчетной величины этих показателей произошел в 2006-2007 гг., одной приобретенной квартиры с 1999 по 2007 гг.